28 сентября библиотека №17 провела круглый стол «Христианская семья в классической и зарубежной литературе». Мероприятие подготовлено в рамках проекта «Россия: возвращение к истокам», победившего в международном грантовом конкурсе «Православная инициатива 2016-2017».
Цель работы круглого стола: выявить на примере произведений классической и зарубежной литературы, каким образом духовные ценности христианства и христианское понимание семьи и брака отражается в литературе. А также -рассмотреть традиции семьи, понять, как распределяются «роли» в семье и, какие отношения существуют между мужем и женой, родителями и детьми в христианской семье.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Тема семьи нашла свое отражение на страницах многих художественных произведений русских и зарубежных авторов. Практически в творчестве каждого писателя рассматриваются проблемы семейных взаимоотношений. Пласт литературы о семье очень разнообразен – от поговорок, пословиц и сказок, до крупных многотомных саг. Семейный роман во все времена вызывал неподдельный интерес читателей. Если в античной литературе уже существовали романы с изображением семейной интриги, с несколькими сюжетными линиями, со своеобразной композицией, то в русской литературе таких произведений длительное время не было. Хотя отголоски «семейной темы» слышны в художественных произведениях древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума».
В работе круглого стола приняли участие преподаватели Барнаульской духовной семинарии - Желтухина Раиса Васильевна и Злобина Тамара Ивановна; Фисун Лия Николаевна - преподаватель Воскресной школы Храма Владимирской иконы Божией Матери. Также приняли участие: учителя, библиотекари общеобразовательных школ, психолог, библиотекари библиотечной системы г. Барнаула, воспитатели и методисты детских садов, работающие с семьями в данном направлении.
Желтухина Раиса Васильевна выступила с темой «Христианская семья, как образ «малой церкви». Она рассказала, что в Новом Завете в Церкви Христовой семья получает более высокое значение. Семью нередко называют малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины. Где муж, отец - это священник малой Церкви, жена, мать - его помощница, образ диакона, а их дети - паства, прихожане этой Церкви. Раиса Васильевна закончила своё выступление словами, что «Семья - это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6)».
Тамара Ивановна Злобина раскрыла тему «Христианская семья: от Домостроя до классической литературы». Подробно остановилась на «Домострое», считая её весьма полезной книгой. В ней всё: от правил и основ семейного регулирования до рецептуры различных блюд. Согласно «Домострою», традиционный глава семьи – отец, муж. Семья «Домостроя» - это народная семья, в которой учтено всё, вплоть до мелочей быта. «Домострой» отразил нравственный кодекс семьи. Анализируя классическую литературу, на примере произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и других авторов, Тамара Ивановна сделала вывод, что авторы видели христианскую, патриархальную семью, как счастливый, хлебосольный, тёплый дом. Дом, наполненный любовью и заботой, дом, в который тянет. Семья в произведениях наших классиков играет решающую роль в становлении человека, формирует его как личность. Очень важны – семейный уклад и традиции, обстановка, в которой живет человек.
Лия Николаевна Фисун (матушка Лия) на примере произведений зарубежных авторов раскрыла тему - «Кризис семейных отношений и проблема отчужденности в западной литературе», так как в зарубежной литературе наиболее наглядно показано вырождение семьи, семейных кланов. В своих семейных сагах такие авторы, как О. Бальзак, Э. Золя, Д. Голсуорси, Т. Драйзер, Ф. Мориак показывают порочность семьи, в которой во главу ставится материальный достаток, и отсутствуют душевая теплота и близость между членами семьи. В них есть многое, это действительно панорама человеческой жизни, но жизни приземленной, погруженной в быт, страсти, порой мелкие. То же самое можно сказать о многих других западных писателях, у которых жизнеописания заслоняют вечные вопросы. Франсуа Мориак считал религию теми перилами, которые помогаю удержаться над пропастью страстей человеческих. В заключение своего выступления матушка Лия сказала: «В современном холодном, жестоком, прагматичном мире семья остается тем островком, который спасает нас».
Участники круглого стола после активного обсуждения темы пришли к тому, что жизнь и судьба человека неразрывно связаны с семейным бытом, что именно в лоне семьи закладывается первоначальное воспитание. Именно в ней с помощью слова человек учится долгу, принятию авторитета и дисциплины. Как и все в мире семья начинается со слова, так и мы библиотекари, педагоги, воспитатели всегда ищем это слово в мудрых, добрых книгах. Главный вывод: христианское учение, христианская семья сейчас остаются основным нравственным мерилом поступков человека.