Исполнительный директор Координационного комитета выступила на конференции «Современное состояние, проблемы и перспективы развития просветительской деятельности в Кировской области».
О том, почему столь пристальное внимание уделяется российским государством развитию просветительской деятельности, как важно сочетание инструментариев образования, воспитания и просветительства для формирования всесторонне развитой личности, для чего требуется изучение имеющегося в регионах опыта в этой сфере, и почему гражданская активность имеет большое значение для развития просветительской работы, зашла речь в ходе научно-практической конференции «Современное состояние, проблемы и перспективы развития просветительской деятельности в Кировской области», которая прошла 12 ноября 2024 года в Кирове.
В числе спикеров форума, открывшего серию мероприятий, нацеленных на анализ и экспертное обсуждение современного состояния и перспектив развития просветительской деятельности в разных регионах, была Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Координационного совета Российского общества «Знание», исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.
Губернатор Кировской области Александр Соколов, приветствуя собравшихся, подчеркнул: «Именно просветительская деятельность даёт полное и правильное понимание картины мира и устройства разных сфер нашей жизни – от ежедневных мелочей, например, как выбрать в магазине полезную еду для детей, до таких серьёзных вещей, как выбор вектора экономического развития страны. Образование даёт набор знаний, а просвещение даёт мировоззрение, общую структуру взглядов и понимание того, как мир устроен, поэтому точность и актуальность информации, на основе которой мы принимаем решения, имеет определяющее значение – цена ошибки может быть очень большой».
В настоящее время, с сожалением отметил он, формирование картины мира у людей зачастую имеет стихийный характер. «Сегодня информация распространяется по системе лайков: чем их больше, тем выше стоит информация в рейтинге поисковой системы. А лайков, к сожалению, больше всего собирает информация не правдивая, а эмоциональная. И здесь есть поле для серьезных манипуляций общественным сознанием. Потому государство уделяет серьезное внимание борьбе с фейками, то есть борьбе за умы. Создание объективного и правдивого контента – одна из наших важнейших задач», – уверен глава региона.
С видеообращением к участникам конференции обратилась заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. «Просветительская деятельность как инструмент, который помогает нам реализовывать воспитательную деятельность на всех уровнях образования, – это один из инструментов, которые позволяют делать "бесшовную связку" и использовать все инструментарии и все накопленное богатство знаний», – сказала она. Только вместе, объединяя все усилия, можно достичь реализации потенциала каждого человека, развития его талантов, воспитания патриотичной социально ответственной личности, уверена представитель российского Министерства науки и высшего образования. По ее мнению, одним из ключевых аспектов просветительской деятельности можно назвать личный пример участника такой деятельности: он сам «своими знаниями становится транслятором ключевых ценностей, фундаментальных для всех».
Размышлениями о значении просветительской деятельности в государственной повестке поделилась с собравшимися Любовь Глебова. Спикер отметила важность изучения практического опыта, источником которого зачастую являются люди и организации. Они очень много делают для того, чтобы достичь результатов и целей своей просветительской деятельности, однако не воспринимают себя как просветителей, как людей, решающих сложную государственную задачу.
«Наверное, это связано с тем, что просветительство как миссия, как движение, как явление в нашей жизни имеет очень глубокие исторические корни и воспринимается живущими ныне как явление очень большого масштаба, – полагает Любовь Глебова. – Но мы забываем, что масштаб любого явления достигается за счёт включённости в него большого числа людей. И мы сегодня изучаем практический опыт, который формируют в том числе те, кто не воспринимает свой опыт как просветительский».
Изучение его в современных условиях взяло на себя Российское общество «Знание», перезапуск которого произошел в 2021 году по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Почему просветительская деятельность как инструмент стала столь востребована в наше время после отказа в 90-х годах на государственном уровне от работы по воспитанию подрастающего поколения и формированию его мировоззрения? Ведь, как известно, еще в 1992 году из Закона об образовании убрали слово «воспитание», и таким образом в образовательной деятельности остались только процессы, связанные с обучением. «Вызовы, которые Россия ощутила в последние десятилетия, повлияли на оформление нашего самосознания, – подчеркнула сенатор Российской Федерации – Мы перестали видеть себя частью глобального мира без своих национальных и исторических основ… И чтобы мы осознавали себя как уникальная общность в этом многополярном мире, нужно возвращаться к истокам. А это значит, что необходимо воспитывать подрастающее поколение патриотами своей страны».
Она констатировала: сегодня в государственной повестке приоритетным является формирование личности – то, что принято называть достижением высших воспитательных результатов. «В этом смысле стало очевидным, что просветительская деятельность как важнейший инструмент достижения воспитательных результатов нуждается в том, чтобы на неё обратили внимание, чтобы посмотрели, в каком она находится состоянии; и надо бы её вернуть в активную позицию», – сказала Любовь Глебова.
Сейчас Российское общество «Знание» проводит анализ опыта, который имеется в регионах, отметила спикер, выразив убеждение, что «все эффективные инструменты находятся не в головах больших начальников и ученых – они в практической деятельности людей, но их нужно выявить и проанализировать с точки зрения развития».
При этом она обратила внимание участников конференции на то, что в период, когда государство отстранилось от воспитательных процессов, в сферу просвещения, воспитания и образования зашли в том числе иностранные организации с собственной повесткой. «Однако граждане, опору на которых я вижу в любом процессе, не пошли на поводу этой действительности – в реальности стала нарастать активность наших общественных организаций, проявления гражданской активности в этой области, при анализе которых стало понятно, что надо поддержать этих граждан, – подчеркнула сенатор Российской Федерации – И уже на рубеже XX-XXI веков возникла форма поддержки некоммерческих организаций со стороны государства в виде грантов. «Федеральные органы исполнительной власти сейчас уже многое делают не своими руками, а выделяют на конкурсной основе средства для того, чтобы это делали другие участники. Эта система поддержки коснулась и тех, гражданская активность которых находит отражение в просветительском, вернее, воспитательном результате. Это и была просветительская деятельность – не регламентированная, не спущенная сверху».
В числе проблем, затрудняющих развитие просветительской деятельности, Любовь Глебова назвала небогатый на данный момент инструментарий, тогда как задачи поставлены очень значимые и нужные. Среди них – борьба с фальсификацией истории и научение проверке источников информации, чтобы отличать верную информацию от фейков. Кроме того, по ее убеждению, просветителям важно входить в жизнь детей, общаясь на понятном им языке, при этом будучи убеждёнными в том, что те имеют право на правила жизни своего поколения.
Организаторами конференции выступили Российское общество «Знание» и Вятский государственный университет.