Как живут наши современники, посвятившие себя Богу? Об этом шла речь на экскурсии для учителей основ религиозной культуры и светской этики Напомним, в этом году «Комсомольская правда» как победитель международного грантового конкурса «Православная инициатива» организует экскурсии для учителей, чтобы полученные знания и новые знакомства они могли обратить на благо своих учеников, а мы – на благо наших читателей. На этот раз отправляемся в монастыри Красноярска, мужской и женский.
Молимся, чтобы история не повторилась
Сибиряки всегда были народом буйным и независимым. И монастыри нужны были в этом суровом краю для укрепления веры. В Красноярске землю под монастырь отвели в 1874 году, тогда это место называлось Плотбище, и сразу здесь началась стройка. До революции он жил как один отлаженный организм: кроме служения Богу вели большое хозяйство – к 1918 году здесь жили 260 человек плюс паломники. Во время Гражданской войны имущество конфисковали, монахов убили.
- Каждый день до открытия и после закрытия монастыря, пока никого нет, здесь молимся за них и за то, чтобы это время никогда не повторилось, - рассказал нам отец Тихон.
За 70 лет советской власти в монастыре были школа-коммуна и детский дом, с 1946 года - Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».
К моменту возвращения его церкви, к апрелю 2000 года, монастырь был разрушен на 87%, на крыше главного корпуса выросли деревья. А 28 августа того же года во вновь устроенном храме главного корпуса отслужена праздничная Литургия, с пострижением первого инока (Евлогия).
- Была проделана огромная работа, монастырь восстановили, на его территории построили храм Елены и Константина, храм Олега Брянского, уникальный храм Всецарицы, по чертежам, созданным 100 лет назад, - рассказывает отец Тихон. – Есть архиерейский дом, культурно-исторический центр «Успенский» с кинозалом, кружками, библиотекой для мирских мероприятий. Совсем недавно расселили жилой дом рядом с монастырем, он был построен в 1879 году, это был архиерейский дом, возможно, в нем будет музей. Будет и гостиница для паломников, чтобы они приезжали не на один день, а могли помолиться, покушать, отдохнуть без спешки.
Сейчас у монастыря нет подсобного хозяйства, огорода, мы живем на пожертвования. И наш женский монастырь угощает разносолами, у них огород есть.
В одном здании – три храма и монастырь
Рождение Свято-Благовещенского собора можно отнести еще к 1795 году, когда красноярцы обратились в Духовное правление с письмом-прошением построить в городе новую церковь:
Первый камень был освящен в ноябре 1804 года, а строительство окончательно завершилось в 1817-м.
Благовещенская церковь строилась по индивидуальному проекту, и первоначально она задумывалась двухэтажной.
Но в честь победы в Отечественной войне 1812 года появился незапланированный третий ярус, и новый придел назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. Кстати, это единственная в Красноярском крае трехэтажная церковь!
В 1921 году Благовещенский храм отдали под склад меховой пушнины, а в 1988 году вернули церкви.
Монастыря здесь никогда не было, его решили открыть в 1995 году.
Сейчас в здании три храма: на первом этаже – Благовещенский, на втором - Иоанна Богослова, на третьем – Александра Невского, и при них – женский монастырь.
Как приходят в монастырь?
Монахов на весь большой Красноярский край всего несколько десятков. Никто не агитирует, не принуждает, наоборот, отговаривают, проверяют и долго ждут. Здесь главное - не количество, а полностью осознанный выбор. Времена, когда в монастырях принимали абсолютно всех, прошли. Как это происходит сейчас, рассказал отец Тихон:
- Когда к нам приходят люди и хотят жить в монастыре, мы обязаны спросить паспорт, сообщить в правоохранительные органы, чтобы к нам не попал преступник. Если человек чист перед законом, он становится послушником, а у нас трудно. Распорядок строже, чем в армии, я был в армии, здесь строже. Подъем в 6 утра, отбой в 23 часа, свободного времени очень мало. В город мы почти не выходим, а зачем? Только в больницу. До 35 лет в монахи никто постригать не будет, нужно, чтобы человек справился со всеми соблазнами мирской жизни. Бывали случаи, когда послушники, уже став монахами, вдруг видят мир, и плоть человеческая побеждает веру. Они женятся, но венчать их нельзя, они предали бога, это очень серьезно.
Та же ситуация и в женском монастыре. Их не торопят, наоборот, отговаривают, чтобы женщины полностью и добровольно осознали свой выбор. Женатых и замужних не принимают, их место в миру, пока не выросли дети.
Есть среди красноярских монахинь и бывшие врачи, и бывшие журналисты. За порогом обители остались выросшие дети и растущие внуки, а у их мам и бабушек наступил новый период в жизни, на этот раз посвященный Богу.
Монастыри Красноярского края
Красноярская епархия
Свято-Успенский мужской монастырь
Благовещенский женский монастырь
Курагинский Вознесенский женский монастырь
Енисейская епархия
Иверский женский монастырь Енисейска
Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Норильская епархия
Свято-Троицкий Туруханский монастырь
Проект «Время веры» выходит при грантовой поддержке международного конкурса «Православная инициатива».
https://www.krsk.kp.ru/daily/26688/3712367/