Вологодская епархия в партнерстве с Департаментом социальной защиты населения Вологодской области и при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» завершила социально значимый проект «Хочу в семью».
В ходе проекта Вологодская епархия создала и разместила на сайте Вологодской митрополии и в интернет-телеканале «София» на хостинге YouTube 17 видеоанкет «Дети-сироты ищут православную семью». Героями видеоанкет стали дети-сироты трудноустраиваемых в семью категорий: подростки и старшие школьники, а также братья и сестры, которых нельзя разлучать. Ребята рассказывают о себе, своих увлечениях, достижениях, надеждах, планах на будущее, о своем желании найти новую, любящую семью - обрести родной дом. С любовью о детях говорят их наставники: воспитатели, психологи, инструкторы по труду и физкультуре – специалисты вологодских центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Все ребята – участники проекта - в той или иной мере интересуются Православием. Кто-то уже давно посещает воскресную школу находящегося рядом храма, ходит на богослужения, исповедуется и причащается Святых Христовых Таин; кто-то занимается в православных кружках, организованных в самих учреждениях, участвует в паломнических поездках по святым местам, работает в летний период в монастыре; кто-то только начинает познавать азы православной культуры, но, тем не менее, не против того, чтобы жить и воспитываться в православной замещающей семье. В съемках двух роликов приняли участие приемные мамы - православные верующие, которые поделились опытом воспитания приемного ребенка и высказали слова поддержки будущим замещающим родителям. Также каждая видеоанкета содержит информацию о формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и контактные телефоны.
Налаженное сотрудничество приходов и социального отдела Вологодской епархии с центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, способствовало успешной реализации проекта. Руководство и сотрудники центров (педагоги, воспитатели, психологи), а также священники епархии оказывали большое содействие в подготовке и проведении съемок как в самих учреждениях, так и в храмах епархии. Сотрудники Департамента социальной защиты населения области – партнера Вологодской епархии в реализации проекта – оказывали безвозмездную организационную, консультационную, информационную помощь при создании и размещении видеороликов.
Приступая к проекту, его организаторы и исполнители надеялись, что герои видеоанкет привлекут внимание верующих людей, и это поможет им обрести новую семью или хотя бы наставника - взрослого человека, который поддержит ребенка в его духовно-нравственном становлении, расширит его социальные контакты, даст новый опыт общения, повысит уверенность в себе. Православные семьи, готовые принять участие в судьбе ребенка-сироты, получат более полное представление о личностных особенностях каждого из героев видеоролика. Это поможет им принять осознанное решение о посещении выбранного ребенка в организации для детей-сирот, а в дальнейшем и возможном приеме ребенка в свою семью в наиболее приемлемой для себя форме семейного устройства.
И действительно, в апреле месяце произошло радостное для всех организаторов проекта событие: один из героев видеоанкет - Даниил, 12 лет - был взят в приемную православную семью. Видеоролик о Данииле, созданный Вологодской епархией, помог будущим приемным родителям заочно узнать ребенка, расположил их к мальчику. В результате очного знакомства и последующего развития доверительных отношений ребенок был устроен в замещающую семью. Видеоанкета о Данииле изъята из просмотра.
Проект «Хочу в семью», целью которого является изготовление и размещение в епархиальных СМИ 17 видеоанкет «Дети-сироты ищут православную семью» завершен, однако продвижение видеороликов на различные информационные площадки для расширения круга потенциальных православных замещающих родителей продолжается.
МИРОСЛАВ, 13 ЛЕТ
В центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Мирослав уже шесть лет. Хотя такой, как Мирослав, мог бы стать настоящим счастьем для новых родителей. Он - активный, общительный, эмоциональный мальчик, занимается кикбоксингом, интересуется биологией, увлекается шахматами.
Мирослав – артистичная натура: читает стихи и играет практически во всех постановках и спектаклях, организуемых в Центре. Мирослав любит готовить, его заветное желание – стать шеф-поваром в собственном ресторане.
По отзывам педагога-психолога, отличительная черта характера Мирослава – постоянство, а это качество, которое дает уверенность в собственных силах, характеризует нравственную цельность личности.
https://www.youtube.com/watch?v=1FlIuzwQI3M
ДЕНИС, 15 ЛЕТ
Денис серьезно занимается спортом. Подросток считает, что это поможет ему стать сильным и защищать Родину, как учил его этому отец. Усиленные занятия спортом не мешают учебе в школе. Среди предметов, в своем восьмом классе, Денис больше всего любит физику. Еще, как любой мальчишка, интересуется техникой. Очень любит рисовать, посвящает этому занятию много времени.
Денис – целеустремленный, упорный в достижении цели подросток. Дружелюбен, готов оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. В детстве Денис ходил в воскресную школу и о церковной жизни знает не понаслышке. На вопрос, что такое, по его мнению, православная семья, отвечает одним словом – «добрая».
https://www.youtube.com/watch?v=5Rs-TVvVVa4
ДИМА, 13 ЛЕТ
Дима учится в 7 классе. Проявляет интерес к таким предметам как физика, математика, литературное чтение, окружающий мир. Мальчик с интересом проводит исследовательские опыты, читает энциклопедии, художественную литературу, решает логические задачи, ребусы и кроссворды. Потенциал у Димы намного больше, чем он проявляет. Из-за своей несобранности ребенок не достигает высоких результатов в учебе: преобладающие оценки в школе – «три» и «четыре».
Дима с увлечением занимается творчеством: мастерит мягкие игрушки, глиняные поделки. Подросток посещает бассейн, любит кататься на лыжах, коньках и роликах, участвует в длительных туристических водных походах, играет в футбол, занимается борьбой дзюдо, чтобы защитить себя и других.
Дима очень открытый и общительный мальчик, с добрым сердцем и отзывчивой душой. Очень любит природу и не способен обидеть живое существо. Видит красоту в самых неприметных вещах, может радоваться мелочам.
Дима знает наизусть молитвы, читает православную литературу, с удовольствием каждую субботу посещает храм, исповедуется и причащается. Мальчик еще не решил, кем он станет, когда вырастет, но надеется, что его жизнь будет связана с Церковью.
https://www.youtube.com/watch?v=gemYfAK9woE
НИКИТА, 13 ЛЕТ И КАТЯ, 2 ГОДА
Никита учится в 6 классе. Когда он жил с родителями, то очень часто не посещал школу из-за отсутствия контроля с их стороны, поэтому учиться ему сейчас непросто, однако Никита стал ответственнее относиться к учебе. Более успешен мальчик в таких предметах как труд, музыка, изобразительное искусство.
Никита по характеру - общительный, неконфликтный, легко заводит друзей. Мальчик - добрый, отзывчивый, готов оказать помощь, поделиться. В свободное время любит гулять, играть в футбол и другие подвижные игры, заниматься на турниках. С удовольствием посещает бассейн.
Подросток любит трудиться, и уже многое умеет: помогает на приусадебном участке (огород, теплица), участвует в субботниках, учится ремонтировать мебель под руководством мастера, посещает занятия в «Школе мужества», где получает навыки работы с различными материалами (дерево, металл).
Никита интересуется Православием, любит читать книги на эту тему и старается ходить на богослужения.
Подросток очень хочет обрести новую семью, но обязательно вместе с двухлетней сестрой Катей, которая находится в другом учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей. Никита сестренку очень любит, старается проведывать ее как можно чаще, заботится о ней.
Разлучать брата с сестрой нельзя, в приемную семью должны быть устроены оба ребенка вместе.
Никита считает, что главное качество в будущих родителях - это душевность.
https://www.youtube.com/watch?v=VR2IeNojjJs
СТАС, 11 ЛЕТ И ДАША, 8 ЛЕТ
Станислав и Дарья – брат и сестра, находятся в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, недавно – полгода. С другими детьми сошлись легко, оба по характеру - общительные и подвижные.
Стас учится в третьем классе. Так как мальчик оставался на второй год, то у него есть проблемы в учебе. Но он старается, тянется к знаниям и хочет улучшить свои успехи.
В свободное время Стас любит гулять, кататься на лыжах, играть в футбол, мастерить поделки, рисовать, готовить пищу: печь торты, блины, оладьи. Вместе с группой еженедельно посещает бассейн и бильярдный клуб.
Второклассница Даша любит учиться, старается получать хорошие оценки и очень расстраивается, если не удается самостоятельно справиться с домашним заданием.
В свободное время Даша играет со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, учится вышивать, рисует. Вместе с братом Даша выступает на концертах с исполнением стихов и песен. Стасик и Даша посещают занятия в православном клубе Центра, любят бывать в храме, читают молитвослов.
Между сестрой и братом установились теплые отношения. Стас как старший проявляет заботу о сестре, помогает ей делать уборку в группе, интересуется ее делами. Даша тянется к брату, любит с ним играть. Мечта у Стаса и Даши – одинаковая: жить в семье.
https://www.youtube.com/watch?v=CYUrYmzo-m4&t=1s
ЛЮДА, 14ЛЕТ И ЛАРИСА, 12 ЛЕТ
Людмила и Лариса – сестры и воспитываются в одном Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Девочки учатся в 8 и 7 классе соответственно, обучаются по специальной адаптированной программе. Девочки – прилежные ученицы.
Людмила в обучении предпочитает гуманитарные предметы. Девочка – творческая натура, посещает кружок мягкой игрушки в Доме детского творчества. Ее любимое занятие – рисование, в будущем она видит себя художником. Людмила не равнодушна и к спорту: занимается плаванием, лыжным бегом, с удовольствием и пользой для здоровья посещает тренажерный зал.
Лариса, сестра Люды, – очень подвижная, эмоциональная девочка. Она - прирожденный спортсмен. Подтянутая и сильная, она любит пробежать километр-другой на тренажере, ее любимое спортивное занятие – футбол. Впрочем, у нее тоже есть склонность к творчеству: девочка занимается изготовлением мягкой игрушки и декупажем, плетет кружева.
Обе сестрички с удовольствием посещают швейную мастерскую Центра: с мастерством профессионалов шьют прихватки, подшивают полотенца.
Люда и Лариса - музыкальные девочки, они участвуют как в маленьких – домашних - концертах детского центра, так и имеют опыт выступления на большой сцене - в рамках городских и областных творческих фестивалей.
В комнате сестер – идеальный порядок, они любят наводить в ней чистоту. Еще одно любимое занятие сестер - участвовать в приготовлении воскресных обедов и праздничных столов: могут и борщ сварить, и пельмени, и морс из ягод приготовить. По мнению воспитателя, девочки практически готовы к самостоятельной жизни и когда вырастут, станут хорошими мамами.
Людмила и Лариса мечтают о дружной семье, где есть добрая мама и понимающий папа, где родителям интересно, чем заняты дети, что их радует или тревожит. Люда и Лариса будут рады, если в их семье будут чтиться православные традиции. Обе девочки окончили воскресную школу и посещают храм.
В понимании сестер, семья - это когда все вместе, и каждый готов поддержать друг друга.
https://www.youtube.com/watch?v=uajB-bRrDek
НАДЯ, 13 ЛЕТ
Надя - девочка спокойная, доброжелательная, коммуникабельная, в коллективе взрослых и детей легко находит общий язык, включается в диалог, ищет общения. К взрослым относится уважительно, откликается на просьбы о помощи в хозяйственных делах.
Надя хорошо поет и хочет научиться играть на гитаре. Надя с удовольствием принимает участие в мастер-классах по приготовлению различных блюд. Она предпочитает здоровую еду, помогающую ей удержать в норме уровень сахара в крови. В юном возрасте девочка преодолела себя и сахарный диабет большой проблемой не считает - столько интересного вокруг и столько нужно успеть!
Надя мечтает о путешествиях. Девочке хочется изучить историю Вологодчины, в ее мечтах – своими глазами увидеть достопримечательности и памятные места нашего края.
Одна из потребностей Нади - чтение, книга – ее постоянный спутник. Девочка читает серьезную литературу и выбрала уроки Православия, которые проводятся в Центре, в качестве дополнительных занятий.
Надя любит заниматься творчеством - придавать вещам новый облик с помощью техники «декупаж». Но особенно ей нравится рисовать песком. Рисуя любимые сюжеты, она задумывается о будущем. Надя очень хочет обрести родной дом, маму и папу, и это - ее главная просьба к Богу.
https://www.youtube.com/watch?v=SWJYwZbAkGY
МАКСИМ, 12 ЛЕТ И РОМА, 11 ЛЕТ
Максим и Рома – братья, у них сложились близкие отношения: мальчики помогают друг другу в учебе, вместе посещают кружки. Ребята - очень артистичные, они хорошо танцуют, участвуют во всех конкурсах и концертах, имеют много грамот за активную творческую деятельность и участие в городских и областных мероприятиях.
Мальчики хорошо учатся, принимают активное участие в жизни группы и класса. Максим за отличное поведение и хорошую учебу, за свое доброе отношение к людям был награжден новогодней поездкой на Кремлевскую елку в Москву.
Братья любят заниматься спортом, играть в шахматы, шашки, конструктор «Лего».
Мальчики - общительны, легко идут на контакт. По отзывам педагогов, они - спокойные и уравновешенные, работоспособные. Несмотря на юный возраст, мальчики уже определились с будущей профессией: Максим хочет стать нотариусом, а Рома – строителем.
Ребят Центра часто навещают священники. Максим и Рома бережно хранят подаренные ими книги и вспоминают душевные разговоры о добре, любви и вере.
Роман и Максим мечтают о большой семье, где кроме родителей, будут еще бабушки и дедушки, братик или сестренка.
https://www.youtube.com/watch?v=JdmqO9ijttk
НИКИТА, 13 ЛЕТ
Никите - 13 лет. За время, что он находится в центре для детей, оставшихся без попечения родителей, мальчик успел стать всеобщим любимцем. Подвижный и жизнерадостный, любознательный и дружелюбный, Никита, если нужно, умеет сконцентрироваться и упорно идти к цели как в учебе, так и в труде. Учится Никита по специальной адаптированной программе, учится хорошо: на «4» и «5». Никита – исполнительный, ответственный, трудолюбивый ребенок, принимает активное участие во всех мероприятиях Центра, а также в городских мероприятиях.
Никита посещает различные секции: театральную, «Умелые ручки». У мальчика много увлечений: оригами, выжигание, выпиливание по контуру, конструирование и даже кулинария.
В будущем Никита хочет стать водителем, он считает, что должен научиться водить машину так, чтобы люди могли без сомнений доверить ему свою безопасность.
В людях Никита ценит, прежде всего, хорошее чувство юмора, порядочность, доброту и честность. Мальчик очень любит посещать занятия в воскресной школе и часто ходит в местный храм. Для Никиты встречи со священником – особенные, они помогают получить ответы на возникающие в юной голове сложные вопросы. А также помогают обрести веру в то, что его мечты обязательно сбудутся, потому что это - самые светлые мечты. «Я мечтаю, чтобы ко мне мама приехала,» - делится Никита сокровенным.
https://www.youtube.com/watch?v=i7wintUZOvI&t=2s
ВАЛЕНТИНА, 17 ЛЕТ
Валя поступила в Центр недавно, но со всеми детьми подружилась очень легко. Со слов воспитателей и педагогов, Валентина выдержана, тактична, дружелюбна, спокойна, малыши очень любят девушку и всегда спешат к ней за помощью.
Валя охотно откликается на трудовые поручения, активно участвует во всех мероприятиях. В свободное время любит кататься на коньках, с удовольствием посещает Ледовый дворец.
Рисунки, вышивки, поделки из бисера Валентины неоднократно уже занимали призовые места в различных конкурсах.
Своей учебе Валя также уделяет много времени и сил. Несмотря на то, что девушке 17, она обучается в 7 классе - в свое время из-за перемены места жительства и проблем с оформлением документов она пропустила три года учебы. Однако Валя не унывает и стремительно наверстывает упущенное.
Валя видит себя в будущем кондитером, создающим для сладкоежек настоящие шедевры. Сама она тоже очень любит десерты и уже умеет печь пироги и торты.
В преддверии Пасхи Господней Валя вместе с другими воспитанниками Центра проявила активность в изготовлении пасхальных сувениров. Как результат – целая выставка, посвященная Светлому Христову Воскресению. Сама Валя предпочитает не распространяться на тему веры, определяя ее как что-то очень глубокое, личное и обязательно искреннее.
https://www.youtube.com/watch?v=rVy8cvGFxmQ
КИРИЛЛ, 14 ЛЕТ
В Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Кирилл находится с 4 лет. Очень рано оставшись без родительского тепла, Кирилл все-таки верит в то, что все в его жизни будет хорошо.
Кирилл занимается спортом (самбо), не раз занимал призовые места на районных и областных соревнованиях. Любит кататься на лыжах и коньках. Мальчик хорошо рисует, сочиняет сам стихи, увлекается брейк-дансом, любит готовить.
В школе Кирилл интересуется одним предметом – технологией, по которому имеет «4», остальные предметы скромно оцениваются на «3». Тем временем учителя отмечают, что Кирилл – очень способный, но ему необходим контроль. По словам педагогов, мальчик очень активен, эмоционален и любознателен, со взрослыми – доброжелателен, легко идёт на контакт, готов оказать любую посильную помощь.
Кирилл посещает храм, много знает о Православии, читает Библию. Кирилл – прямой, искренний и не терпящий никакой фальши подросток. Общаться с ним непросто, но интересно. Для мальчика очень важен положительный пример, твердая и надежная рука близкого человека, которая сможет направить и подсказать. Поэтому тем, кто захочет принять Кирилла в свой дом или стать для него наставником, нужно понимать, что, в первую очередь, мальчику необходимы прямота, честность и, конечно, любовь.
https://www.youtube.com/watch?v=H3Z8zzY6wyQ
ИГОРЬ, 12 ЛЕТ
Игорь воспитывается в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с раннего детства.
У мальчика очень развито воображение, он любит разгадывать ребусы, загадки и кроссворды. Игорь обладает хорошей памятью, что помогает ему в учебе. Учится мальчик по специальной адаптированной программе, в дневнике только хорошие и отличные отметки, а одну из четвертей Игорь закончил на одни пятерки.
С малых лет сердце у Игоря лежит к ручному труду. Педагоги и друзья всегда знают, где его искать - в мастерской детского центра, где под руководством инструктора по труду мальчишка постигает азы столярного мастерства.
Игорь - мальчик ласковый, сообразительный, любит читать, рисовать. Игорь принимает активное участие в подвижных играх, эстафетах, спортивных мероприятиях. Зимой с удовольствием катается на коньках, лыжах, летом - на велосипеде.
https://www.youtube.com/watch?v=Uxk-qCsOAR0
ЮЛЯ, 14 ЛЕТ
Юля - очень гармоничный человек, она пробует себя в спорте, музыке, танце, прекрасно чувствует себя на сцене.
К выбору будущей профессии девочка отнеслась вдумчиво и практично: она хочет стать поваром и считает своей главной задачей научиться готовить так, чтобы ее блюда приносили людям пользу и радость. Но больше всего Юля мечтает угостить своим фирменным борщом и жареным картофелем папу и маму, братьев и сестер, которые примут ее в свою семью. Девочка мечтает оказаться среди людей, готовых разделить с ней и радости, и проблемы.
Педагоги Центра считают, что семье, которая захочет принять Юлю, очень повезет. Юля способна не только принимать добро, но и дарить его близким.
https://www.youtube.com/watch?v=7qXokttlQAg
НАСТЯ, 14 ЛЕТ
Анастасия – удивительный человек, она сочетает в себе невероятную силу воли и нежность. Любознательная и неконфликтная, девочка по- мальчишески сильна и смела, любит футбол и бокс. Если понадобится, сможет не только за себя постоять, но и защитить более слабого. В то же время Настя - очень добрая и заботливая, любит заниматься с младшими детьми, готовить и рукодельничать. Долгое время Анастасия ходила на занятия в творческие мастерские «Овен» и научилась плести вологодское кружево. В последнее время у нее появилось новое увлечение – работа в столярной мастерской. Как говорят педагоги Центра, «вот такая необыкновенная девочка – и пуговицу пришьет, и полочку сделает».
Настя учится в 7 классе. По словам учителей, девочка - способная и многие предметы даются ей легко, но не всегда ей хватает усидчивости и внимания.
Девочка находится в Центре помощи детям-сиротам с 2011 года, часто вспоминает маму, но понимает, что в родную семью уже не вернется. Настя была бы не против того, чтобы семья, которая захочет с ней поближе познакомиться, пригласить к себе, была православной. Девочка помнит, что крещена в детстве. Настя мечтает о семье, в которой она смогла бы почувствовать любовь и заботу, где ее смогут принять такой, какая она есть, и сама готова открыть свое маленькое и доброе сердце близким людям.
https://www.youtube.com/watch?v=e3YPKhMwf-A
ЛЕРА, 15 ЛЕТ, СЕРЕЖА, 13 ЛЕТ И АНЖЕЛА, 13 ЛЕТ
Это родные сестры и брат. Валерии - 15, она в семье хоть и самая старшая, но и самая миниатюрная, ее 13-летние брат и сестра – близнецы, уже переросли сестренку. Ребята очень близки и любят друг друга. Несмотря на явную разницу в характерах, им очень хорошо втроем. У Леры, Сережи и Анжелы много интересов, что не мешает им хорошо учиться в школе.
Вместе в школу, вместе гулять - они привыкли все делить на троих: и радости, и тревоги.
Сергей – защита и опора для сестер, никому не даст в обиду. Он - очень общительный ребенок, поэтому у него много друзей, которым он тоже с удовольствием помогает. В свободное время мальчик занимается резьбой по дереву, вышивает крестиком, увлекается конструированием. Девочки тоже любят заниматься творчеством.
Мечта у Сережи, Леры и Анжелы – тоже одна на троих: они хотят обрести семью, но обязательно все вместе. Ребята были бы рады оказаться в православной семье. Они посещали воскресную школу при храме преподобного Серафима Саровского, где изучали основы православной веры. В летние каникулы ребята приезжали в гости в Горицкий Воскресенский женский монастырь. В обители они пололи грядки, вязали веники, укладывали в поленницу дрова и помогали наводить порядок на территории монастыря.
https://www.youtube.com/watch?v=XAcgmXtm1_E
СНЕЖАНА, 11 ЛЕТ
Снежана – артистичный и творческий ребенок, любит танцевать, причем, разнообразные танцы.
Искрометную цыганочку или зажигательную русскую плясовую Снежана исполняет удивительно органично, чувствуя ритм и самобытную энергетику танца.
Трудолюбие помогает девочке добиться не только творческих, но и спортивных успехов. Снежана считает, что нужно быть не только женственной, но и сильной, поэтому с удовольствием посещает занятия по самбо и занимает на соревнованиях призовые места.
Учится Снежана по общеобразовательной программе и тоже хорошо.
В столь юном возрасте Снежана уже определилась с будущей профессией: она хочет стать парикмахером. Опыт уже имеется немалый – сколько бантиков аккуратно завязано на косичках подружек и сколько непослушных локонов собрано в нарядные прически.
Семье, которая захочет принять Снежану, в первую очередь, будет очень интересно с ней общаться: этот маленький человек способен удивлять и делать мир вокруг себя живым и веселым.