Передвижная выставка, посвященная соловецким и сийским новомученикам, открылась в архангельском храме святого Мартина Исповедника. В ближайшее время экспозиция отправится по всем церквям города.
Галерея стендов рассказывает о земном пути и мученической кончине последнего дореволюционного настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Вениамина (Кононова) и его собрата иеромонаха Никифора (Кучина). В основу экспозиции легли агиографические и архивные материалы. Текст сопровождается редкими фотографиями.
Вторая часть выставки — это история трех экспедиций на место гибели новомучеников. Первый выезд состоялся в 2007 году. Тогда небольшая группа соловецких монахов совершила паломничество в урочище Волкозеро. На месте сожжения мучеников установили крест, рубленный из сосны. В 2015 году силами прихода святой Ксении Петербургской и братства во имя Архистратига Михаила была организована вторая экспедиция. Тогда активисты расчистили памятное место и установили поклонный крест из металла. Третий выезд состоялся в августе 2019 года. Спустя столетие на Волкозере совершили Литургию, рядом с крестом поставили информационные стенды, а на пути к месту — указатели. Также снят документальный фильм и подготовлен буклет.
Экспозиция создана на средства гранта, выигранного общиной архангельского храма Ксении Петербургской в региональном конкурсе «Православная инициатива на Архангельской земле».
Урочище Волкозеро находится в 60 километрах от Архангельска в северо-восточном направлении.
Отметим, что освещением подвига новомучеников, в том числе архимандрита Вениамина (Кононова), занимался приснопамятный Николай Суханов, директор епархиального музея новомучеников и исповедников земли Архангельской.
Архимандрита Вениамина почитают не только на Соловках, — сказал Николай Васильевич во время установки памятного креста на Волкозере в июле 2015 года. — Он был предпоследним настоятелем в Сийском монастыре, и в Кожеезерской обители его поминают добрым словом. В 1920 году, через месяц после взятия Архангельска частями Красной Армии, на Соловки прибыла комиссия с особыми полномочиями. В первую очередь арестовали архимандрита Вениамина и казначея иеромонаха Никифора. Они были отправлены в Холмогорский концентрационный лагерь, но Господь не попустил им погибнуть в этом расстрельном месте — через два года они возвращаются в Архангельск. Соловки в это время советская власть превращает в тюрьму всероссийского масштаба».
По словам Николая Суханова, архимандрита Вениамина не отпускала надежда устроить монастырскую жизнь заново. Летом 1926 года послушник Соловецкого монастыря Степан Антонов предложил монахам переехать в окрестности деревни Часовенской. За два месяца Степан с другим послушником Прокопием Гулиным построили на Волкозере монашескую избу.
«Два с половиной года монахи жили в уединении, только периодически их навещал Степан Антонов, — продолжил Николай Суханов. — На соседнем Лодьмозере, построили себе избушку соловецкие монахи Алипий и Гедеон. По речке Колозьме "сели" еще несколько монахов. Кроме того, на Лодьмозеро, Тельдозеро и озеро Боброво под конвоем были приведены соловецкие монахи, которые сами не хотели уезжать с острова. Так сама Советская власть поспособствовала тому, чтобы образовались "потаенные Соловки". Но враг рода человеческого, как известно, не дремлет. Он внушил двум молодым людям из деревни Часовенской, что у монахов должно быть богатство и их легко можно ограбить. Комсомолец Владимир Иванов и местный "деревенский дурачок" Степан Ярыгин украли у охотника-промысловика винтовку и подошли к избушке утром. Стрелял Иванов, через окно, почти в упор, и смертельно ранил архимандрита Вениамина. Внутрь избушки убийцы войти не смогли, "их обуял какой-то страх" (так они показали на суде), но в сенях нашли керосин и подожгли избу».
Монахов похоронил Степан Антонов. «Хорошо понимая, чем грозит ему настойчивость, он добился от архангельской милиции, чтобы провели следствие. Убийц арестовали и судили, они из лагерей не вышли, оба умерли "нехорошей" смертью», — рассказал Николай Суханов.
Пресс-служба Архангельской епархии