14-летняя ученица молодёжной Школы миссионерской журналистики София Корякина приняла участие в региональном журналистском конкурсе "Спас на Енисее", стала номинанткой и съездила в пресс-тур в отреставрированный Енисейск.
Соня - одна из лучших учениц Школы, которая работает при храме по грантовому проекту "Православной инициативы", и мы решили, что пусть это будет ей наградой, профориентацией (пресс-туры - это один из видов профессиональной журналистской деятельности) и опытом съёмок телесюжета для нашей программы "Светлый день". Учитывая, что в пресс-туры детей обычно не берут, и опыт этот для подростка уникален, мы попросили Соню написать репортаж о поездке. Предлагаем его вашему вниманию.
КАК Я ЕЗДИЛА ЗА НАГРАДОЙ
Сколько же было радости, когда я узнала, что стала финалистом профессионального конкурса в номинации «Юнкоры Енисейской Сибири». Но ещё больше я обрадовалась тому, что за наградой меня пригласили на "Межрегиональный гуманитарно-просветительский медиафестиваль «Спас на Енисее»" в город Енисейск, который празднует своё четырёхсотлетие, и что ещё я буду сниматься в программе «Светлый день»! Эта победа оказалась не только приятной, но и полезной. Мне доверили написать сценарий будущего телесюжета и, не откладывая в долгий ящик, я принялась шерстить интернет в поисках интересных фактов в истории Енисейска.
Оказывается, Енисейск - город-памятник! Но вот добраться до него очень трудно. В Енисейске нет ни железной дороги, ни аэропорта, а автобус едет 5-6 часов. Но зато есть Енисей! Водная, природная магистраль, которой пользовались наши предки. Именно поэтому город назвали в честь реки. В планах краевых властей, как сказали на пресс-конференции, массовое развитие туристических и пассажирских маршрутов по реке. Важен Енисейск и в истории России: это один из первых сибирских городов. В Енисейске можно пожить в быту XVIII-XIX веков!
В день отъезда из Красноярска будильник зазвенел в пять утра. Пока собрали на такси всю съёмочную группу - оператора
Евгения Николаева, сценариста Александру Лылину - и добрались до Дома журналиста, часы показывали почти шесть. Регистрация участников пресс-тура уже заканчивалась. Много людей с камерами и без деловито общались между собой, шутили. Один пожилой мужчина, раскачивая сумку с логотипом, весело говорил: "Раздаточный материал – это авоська для огурцов, а огурцов-то в ней почему-то нет?!"
Сначала я вообще не поняла, что такое раздаточный материал. Но когда получила свою «авоську для огурцов», там оказался блокнот, ручка, наклейка на машину и ленточка - всё с символикой 400-летнего юбилея Енисейска. Самым странным предметом в раздаточном материале была ленточка. Повертела её так и эдак, но практичного применения так и не нашла.
Потом, на улицах Енисейска мы, участники пресс-тура, выделялись своими фирменными сумками, и местные жители спрашивали, кто мы такие? А мы получали прекрасный повод расспросить их. Своим мнением о городе поделилась со мной Оксана Озёрская, которая приехала сюда в десять лет с родителями. Жила и училась в геофизическом посёлке, что в двадцати километров до города.
- Город всегда был культурным, религиозным, рабочим центром окружных посёлков. Несмотря на расстояние, люди добирались до города, кто пешком, кто на транспорте - на работу и в церковь. С особой охотой шли в народный театр, на сцене которого смотрели своих знакомых и знакомых своих знакомых. Жители Енисейска и близлежащих сёл ходили на Пасхальную ночную службу в Успенскую церковь. Богослужения там шли под руководством отца Геннадия Фаста, они были особо сплочёнными и радостными. В Енисейск на пасхальную службу мы ехали на последнем автобусе, а вот обратно в посёлок шли пешком, все двадцать километров, по тёмной дороге. До сих пор в городе осталось очень много старых, исконно русских традиций.
Наконец все участники тура распределились по двум большим автобусам. Немного поговорив со своими спутниками о предстоящих съёмках, я заснула. Проснулась, когда автобус уже ехал по Енисейску. Высокие деревья, с яркой, не запылённой листвой, удивляли своим количеством. Среди них приютились невысокие и очень красивые деревянные дома с ажурной резьбой на наличниках. Когда автобус подъехал к центру города, то восхищённые пассажиры увидели белокаменные храмы, как паруса, парящие и благословляющие город. Храмы были видны, как потом оказалось, почти из каждой точки города, так как построены они на естественных возвышенностях.
Вскоре автобус остановился, и мы направились к небольшой деревянной гостинице. Большая благоухающая клумба в маленьком дворике приманивала к себе множество пчёл и бабочек. Внутри бревенчатого дома тоже очень уютно. Старинный интерьер: пёстрые домотканые половики, картины, вышитые крестиком, и… старый радиоприёмник!
Сразу после расселения мы вкусно и сытно пообедали и отправились по шести маршрутам, которые нам предложили организаторы. Пять групп ждали автобусы, а одну - паром! Я поехала на экскурсию «Храмы и монастыри Енисейска и окрестностей». Первой остановкой была церковь Успения Пресвятой Богородицы.
- Успенской церкви во время советской власти был причинён минимальный ущерб. Поэтому мы можем увидеть храм в первозданном виде, каким он был до революции. Сейчас происходит реставрация и поэтому, мы можем увидеть очень редкие иконы, которые обычно стоят в алтаре. Например, "Пресвятая Богородица Трилетствующая", – рассказала нам гид Наталья.
После всем желающим предложили подняться на колокольню. Подъём оказался не из лёгких. При моих метре восемьдесят - три узких и крутых лестничных пролёта и низкий тёмный чердак я преодолела не скоро. Но подъём того стоил: с колокольни были видны почти все храмы Енисейска, утопающего в зелени!
Зазвонил телефон - руководитель нашей экспедиции звала на съёмки. На этом для меня отдых и экскурсия окончились. От предложения добраться на такси я отказалась, было интересно пройтись по городу, который называют Сибирским Иерусалимом. Тем более меня заверили, что всё здесь рядом, заблудиться невозможно. Главная улица Ленина идёт параллельно набережной Енисея и является безупречным ориентиром. Путь мой лежал в женский монастырь иконы Иверской Божией Матери.
Мне предстояло взять интервью у самой настоятельницы монастыря, игуменьи Олимпиады. Я заранее составила вопросы, перечитала всё, что нашла в интернете об известных в истории России монахинях, посмотрела несколько программ "Как я стал монахом" телеканала "Спас". Но всё же очень волновалась - как всё это будет происходить? Вопреки моим ожиданиям, что уж монастырь-то знает каждый енисеец, и покажет путь к нему, ежели заплутаю, отыскать дорогу к нему оказалось не так-то просто. В небольшом городе, где целых шесть церквей и два монастыря, найти нужный получилось только с четвёртой попытки. Одни отправляли меня к Спасскому мужскому монастырю, другие к Богоявленскому кафедральному собору... "Да, от восстановления храмов до того момента, когда люди узнают дорогу к ним, нужно время," - сказала мне мама, когда я рассказала ей о своих приключениях.
На территории монастыря стояла благодатная тишина. Я почувствовала радость от пребывания в Божьем доме, как только переступила порог калитки. Там и встретилась со съёмочной группой и радушной матушкой Олимпиадой (Натальей Шмик). Как оказалась, матушка - самая молодая из монахинь монастыря: ей немного за сорок, а насельницам под восемьдесят. И если бы не трудники, в большом количестве прибывающие пожить в монастыре из разных концов страны, им бы самим не справиться. Пришла матушка в монастырь очень рано, примерно в моём возрасте, стала помогать по хозяйству. После школы выучилась на медсестру. После учёбы сразу постриглась в монахини. Матушка благословила нас побывать в просвирне и келейном доме.
Я узнала, что просфоры делать не так-то просто. В небольшой просвирне трудились три белицы, каждая выполняла своё дело: одна раскатывала тесто, другая, рекламщица из Москвы, вырезала круглые части просфоры и ставила крестики, а девочка, приезжающая к бабушке-монахине каждое лето на каникулы, склеивала две части просфоры и протыкала их обычной швейной иголочкой... Интервью с ними мы записали - они выйдут в сентябрьских программах "Светлого дня".
В келейном доме я расспросила матушку о распорядке дня в монастыре.
- Мы обычно встаём в шесть часов утра. Есть сёстры, которые встают и в пять утра, но это очень сложно, потому что насельниц очень мало и все очень устают за день. Каждая из сестёр несёт несколько послушаний. Я, например, пою на клиросе и организую экскурсии по монастырю. В нашей обители есть курятник, небольшой огород с теплицей и даже корова! Каждая из насельниц может попробовать себя в роли певчей, научиться ухаживать за растениями, доить корову, готовить просфоры – рассказала нам матушка.
Когда интервью закончилось, я с облегчением выдохнула. И зря!.. Самая трудная работа только предстояла. Надо было снять начало и конец телесюжета - я должна была петь постовую песню "Вьюн над водой" о выборе девушки между замужеством и монастырём. Песню я спела и проговорила речитативом, и рассказала стихом, разве, что не сплясала, и так несколько раз! Песню сняли лишь наполовину, не было нужных для сюжета голубей, да и время поджимало. Конец песни тоже вызвал немалое затруднение. По сценарию нужен был указатель на монастырь, которых, как заверили нас гиды, были на каждом шагу ещё неделю назад, в дни празднования юбилея города, но к нашему приезду исчезли. Пришлось импровизировать. В первый дубль вмешалась машина, внезапно появившаяся в кадре. Во втором дубле забежали дети. В третий раз я споткнулась и чуть не упала. Только с восьмого дубля получили необходимый фрагмент.
На этом наши съёмки в женском монастыре завершились, и мы всем составом нашей группы отправились в Троицкий храм, который пока является просто музеем, а затем в Спасский мужской монастырь. Подвезла нас туда по благословению игуменьи наша прихожанка и звонарь Наталья Минаева. Она жила и трудилась при монастыре вместе с сыном. Кстати, за один только день в Енисейске мы встретили очень многих знакомых по Церкви - Енисейск и впрямь одно из любимых мест паломничества.
Спасский монастырь удивил меня своей величественностью. Он был один из первых, построенных в Сибири. У обители есть свои архитектурные особенности. Необычный, единственный в Сибири Надвратный храм пророка Захарии и праведной Елисаветы. Внутри монастырской ограды - высокий кедр и много благоухающих роз! Сложно представить, сколько ухода требуют эти клумбы в суровом сибирском климате!
Гулять по прекрасному монастырскому саду можно было бы долго, но уже начиналась церемония награждения победителей конкурса «Спас на Енисее» в Культурном центре Енисейска, и надо было спешить. Жюри до последнего сохраняло интригу, кто же из номинантов одержит победу, ведь в каждой номинации было по три претендента. Но, похоже, наш оператор Евгений Михайлович уже знал о том, что он в числе награждаемых - его телефон то и дело звонил, а он - поторапливал нас.
Мы успели к окончанию пресс-конференции и началу торжественной церемонии. Присели на ступеньки - все места уже были заняты. Отдышавшись, я огляделась - в зале не было ни одного ребёнка, кроме меня. Интересно, кто же получит награду? Церемония началась с выступления Сибирского мужского хора Культурно-исторического центра «Успенский» с акапельной песни о Родине. Участников тура порадовало и выступления образцового танцевального коллектива «Сюрприз». Юные танцоры лихо отплясали русский народный танец, и вызвали у меня массу восторга. Все зрители радостно аплодировали.
Особенно порадовались мы за нашего оператора и педагога по тележурналистике Евгения Михайловича Николаева. За фильм о чудесной истории восстановления храма в деревушке Минино ему дали диплом, памятный знак и накопитель электронной информации. За наградой в юнкорской номинации, к нашему удивлению, вышла вполне взрослая женщина. Может быть, руководитель детского коллектива?
Свои дипломы финалистов конкурса мы нашли уже после церемонии на столике организаторов - торжество продолжилось в соседнем зале за празднично накрытыми столами. Здесь нас ждал сюрприз - енисейская уха! Девять лет назад в Енисейске зародилась добрая традиция: на день города угощать ухой всех гостей праздника. Позже этот обычай назвали фестивалем «Енисейская уха». И участников пресс-тура накормили ухой, сваренной из трёх сортов рыбы!
Большая часть нашей команды уезжала обратно в Красноярск в этот же вечер. В ожидании автобуса мы с вещами и завернутыми в файлик от раздаточного материала, за неимением пакета, эклерами, выбрались на улицу. Ночной Енисейск был похож на южный курортный город: тихая музыка, тёплый ветерок, гуляющие весёлые люди, ароматы цветов, и даже, кажется, шум прибоя. Северный курортный город!
Вскоре приехал автобус. Но какая же дорога без приключений? Опустилась ночь, пассажиры уснули, автобус помчался как стрела. Но вдруг завывания сирены, слепящие фары и скрежет колёс. Навстречу автобусу в лобовую атаку нёсся правонарушитель, а за ним полицейская машина. Водитель резко затормозил, мы вылетели из кресел, но некоторые при этом даже не проснулись. Заев стресс пироженками из файла, поехали дальше. Поездка обратно длилась всего четыре с половиной часа вместо шести, ведь дорога домой всегда короче!
Так мы и оказались в родном городе посреди ночи. Полчаса ушло на то, чтобы вызвонить, наконец, такси, водимое очень недружелюбным и плохо говорящем иностранцем, который всю дорогу костерил нас за то, что везти аж в три адреса. «Вот такая она, непростая журналистская работа», - подумала я, засыпая в своей кровати.
После прочтения моего репортажа мама, которая, скрепя сердце, отпустила меня в другой город, сказала, что мы благополучно вернулись домой только благодаря Божьей помощи, Богородицы, ангелов-хранителей и всех святых. А в тот ночной час, когда на нас неслась погоня, она как раз молилась. Спасибо маме, древнему Енисейску, ведь в храмах его мы тоже - не только работали, но и успели помолиться. За этим и едут люди в Сибирский Иерусалим.
Фото
Дария Корякина, Светлана Тюрина, Александра Лылина. Больше фото на сайте храма ioann24.ru