Далеко не все оренбуржцы, даже православные, знают, что жители области могут побывать на Святой земле Палестины и в Иерусалиме, даже не выезжая за пределы края. Достаточно добраться до села Октябрьское (ранее Исаево-Дедово), где есть место, которое по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II называется Уральской Палестиной или Малым Иерусалимом.
16 августа 2019 года с ребятами центра "Гармония" отправились в паломничество в село Октябрьское, там где расположился "Малый Иерусалим".
Дети узнали много нового о Святой Земле и событиях 2000-ти летней давности.
Как Мария стала Пресвятой Богородицей? Зачем приходил Христос? Кто такой Иосиф?
Почему убили младенцев в Вифлееме? Что такое благодатный огонь?
Вот на такие непростые вопросы получили ответы ребята. Также дети узнали о предстоящем празднике Успения Пресвятой Богородицы.
Экскурсовод Нина Федоровна радушно встретила мальчишек и девчонок, провела интересную экскурсию, рассказала обо всех святынях храма Архангела Михаила.
Дети внимательно, с интересом слушали, даже сами рассказывали о том, что узнали ранее, в других поездках. Спустившись вниз по тесным проходам, ребята горячо помолились у святынь о самом сокровенном.
На память о поездке все получили памятный подарок.
После полуторачасовой экскурсии, ребята, проголодавшись, принялись за угощение.
Сегодня для детей в поездку приготовили вкусные пирожки повара Бегемота.
Поездка организована в рамках проекта "Стопами православия", получившего поддержку конкурса «Православная инициатива».
Поездка останется в сердце ребят навсегда!
История церкви (автор Владимир Баклыков)
Возрождение храма
Когда молодой монах Виссарион (Варюхин) в 1995 году был рукоположен во священство и направлен настоятелем в один из самых больших из сохранившихся в области храм в честь святаго Архистратига Божия Михаила, тот святое место напоминал весьма отдаленно. Разве что архитектура выдавала.
Меж тем для сельской местности был он весьма внушительным даже для тех времён, когда Православие являлось одним из столпов государства Российского. Под его сводами одновременно могло разместиться до двух тысяч верующих. Освящение главного престола состоялось 15 (28) октября 1900 года. В дальнейшем были сооружены ещё два придела: северный в честь Николая Чудотворца (освящён в 1901 году) и южный в честь равноапостольного князя Владимира (в 1902 году).
В инженерном плане здание с полным правом можно назвать уникальным. Не столько из-за огромного по площади перекрытия, сколько из-за калориферных печей под полом. В то время, когда многие церкви на Руси были холодными, в храме Архистратига Божия Михаила газы от сгоревшего в печах топлива шли по дымоходам в стенах здания, создавая таким образом комфортную температуру в помещении.
Однако практически сразу после того как верующие в результате гонений богоборческой власти потеряли храм, печи вышли из строя. Правда, само здание сохранилось. Везение заключалось в том, что его не стали рушить, а переоборудовали в … клуб впоследствии было проведено сюда и центральное отопление. Иконы сожгли, купол закрыли перекрытием, а росписи на стенах забелили. Местные жители теперь вспоминают, как они смотрели здесь фильмы с прославлением вождей мирового коммунизма, проводили собрания под портретом основателя первого в мире пролетарского государства, лицедействовали (был в клубе народный театр) и лихо отплясывали чечётку (следы от каблуков сохранились на полу по сей день) под неустанным присмотром святых с икон сохранившихся росписей, постоянно проступавших из-под побелки.
Так что молодому батюшке с прихожанами пришлось немало потрудиться, прежде чем храм Божий принял подобающий ему вид.
Благословение Патриарха
В 1997 году отцу Виссариону посчастливилось совершить паломническую поездку на Святую землю Иерусалима. Именно после этого молодой иеромонах буквально «заболел» идеей создания в «своем» храме Малого Иерусалима. Причём настоятель уверен, что подобное не может родиться само по себе.
– Господь вложил мне в голову мысли воссоздать нечто подобное тому, что до революции существовало в храме Рождества Христова стольного Санкт-Петербурга, – уверен батюшка.
Отсюда понятно, что идея построения подобия святых мест не нова. Уже первые паломники стремились воссоздать у себя Иерусалимские святыни. Так велико было их влияние. Так хотели они совершить благое дело для верующих, которые, быть может, никогда не смогут посетить Землю Обетованную.
Широко известен названный Новым Иерусалимом Воскресенский монастырь на реке Истра под Москвой, который в XVII веке построил Святейший Патриарх Никон. Именно он является небесным покровителем нашего Малого Иерусалима. Причем, святитель топографически воссоздал даже местность Святой Земли. Главная его святыня – созданный по кипарисовой модели Воскресенский храм Гроба Господня – точная копия храма, который паломник может видеть в том месте, где был распят и воскрес Иисус Христос. Во время Великой Отечественной войны, к сожалению, Воскресенский монастырь, как и храм Гроба Господня, серьёзно пострадал и не восстановлен до сего дня. «Но таково сегодня положение большинства храмов в глубинке, поскольку доходы от приходов несоизмеримы со средствами, необходимыми на их восстановление», – поясняет отец Виссарион.
Старания молодого настоятеля очень быстро были замечены. Уже 31 марта 1998 года в местной газете упоминается об основании при храме Свято-Архангельского Малого Иерусалима и о начале сооружения из недействующих, старинных калориферных печей под полом подземного храма с тремя приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы со святынями из Земли Обетованной и Рождества Христова со шкатулкой священной земли из Вифлеема. Всё это батюшка привёз из Палестины. «Подобно тому как капля святой воды освящает любой объём воды, – говорит отец Виссарион, – так частички палестинской земли или какие-либо предметы передают благодать того места, с которого они взяты».
Однако у окружающих к трудам настоятеля храма было определённое недоверие. Лишь митрополит Леонтий (Бондарь), ныне покойный, дал осторожное устное разрешение. К тому времени было уже практически закончено строительство подземного храма. Лишь позже, уже архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин, ознакомившись с тем, что сделано, сказал: «Быть по сему! Благословляю Ваш труд!».
Окончательно же судьбу Малого Иерусалима решила встреча, на которую простой иеромонах из глухой провинции не смел даже надеяться. Но Господу было угодно направить его в Дивеево, где он удостоился аудиенции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
С большим интересом ознакомившись с фотографиями палестинских подобий, воссозданных в нашем храме, первоиерарх Русской Православной Церкви не только одобрил сделанное, но и утвердил название «Малый Иерусалим», благословив отца Виссариона на дальнейшие богоугодные дела.
Уральская Палестина
Ныне получилось так, что подобие святых мест в нашем Октябрьском является уникальным для России. Сюда едут паломники и просто люди, которые хотят побольше узнать о вере православной. Едут, правда, в основном в тёплое время (по причине непомерной платы за отопление прихожане храма решили его отключить).
Отцу Виссариону удалось воссоздать в одном храме не только иерусалимские, но и другие места Земли Обетованной (отсюда и Уральская Палестина). Фактически, здесь воочию можно увидеть библейскую историю.
Вход в подземный храм начинается из южного Владимирского придела. Далее, через Врата смирения, напротив которых расположена часовня Иоанна Предтечи, по длинному коридору, напоминающему древние катакомбы, где скрывались и молились первые христиане, гонимые за веру язычниками, можно попасть в приделы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Именно здесь проходят службы в зимнее время. Прямо напротив входа в подземный храм сооружено подобие Гроба Господня (Кувуклия), соразмерное с иерусалимским.
В северном приделе святителя Николая Чудотворца поражает воображение вознесённое на трёхметровую высоту каменной Голгофы огромное подобие Животворящего Креста, сделанного согласно преданию из трёх пород дерева, с пригвождённым изображением распятого Спасителя. Вход в пещеру под Голгофой ведёт мимо поминального кануна часовни Адама вглубь к неоскудевающей чаше с освящённой водой, олицетворяющей неиссякаемый источник Божественной Благодати. Напротив Голгофы устроено освящённое восемью лампадами подобие Камня Помазания с четырьмя капсулами вмурованных святынь. На такой камень было положено снятое Иосифом Аримафейским тело Иисуса для возлияния благовоний (их принёс член синедриона Никодим) перед погребением.
Рядом установлено подобие часовни трёх Марий с иконой Скорбящей Богоматери.
Разумеется, всё созданное лучше увидеть своими глазами. Да и посетившие храм с восторгом отзываются о Малом Иерусалиме: «Теперь мы не только представляем святые места Палестины, но и ощущаем их дух!».
P.S. К сожалению, вскоре после создания по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Малого Иерусалима иеромонах Виссарион (Варюхин) ушёл в раскол и в настоящее время запрещён в служении до раскаяния.
Сейчас настоятелем храма Архистратига Божия Михаила в селе Октябрьское является преподаватель Оренбургской духовной семинарии иерей Дионисий Волков.