25 июня в Подмоклово, у храма Рождества Богородицы, состоялся уникальный фестиваль барочной музыки, собравший огромное количество зрителей. Мероприятие состоялось при поддержке конкурса «Православная инициатива 2016 -2017».
В минувшее воскресенье в селе Подмоклово у храма Рождества Богородицы, являющегося сокровищем русской культуры, состоялся фестиваль, который можно назвать ярчайшим событием не только для Серпуховского района, но и для всего столичного региона. Удивительное сочетание академической музыки и живописной природы - что может быть прекрасней в нашем суетном мире? Такой фестиваль – действительно эксклюзив, явление, редкое в масштабах всей страны. Небольшие концерты классической музыки периодически проходят в музеях-усадьбах, но опенэйры с таким широким размахом устраивают в основном на западе. Поэтому организаторов такого масштабного мероприятия – семью настоятеля храма отца Дионисия, можно по праву назвать первопроходцами в этой области.
Три года назад идея провести фестиваль барочной музыки пришла в голову выпускнице Московской консерватории, дочери настоятеля храма Рождества Богородицы Вере Воронежской. Вся ее музыкальная семья начинание поддержала, откликнулись музыканты консерватории, и уже первый фестиваль прошел с успехом. А дальше захотелось развивать это направление, и с каждым годом - а в этом году состоялся уже третий фестиваль, прибавляется «изюминок», и все больше гостей посещают это уникальное культурное событие.
В этом году зрителей фестиваля ожидал необыкновенный сюрприз – в Подмоклово был привезен старинный рояль фирмы «Беккер» - один из первых инструментов самой крупнейшей в России частной коллекции Алексея Ставицкого, который занимается реставрацией музыкальных инструментов, давая им новую жизнь. Алексей считает инструмент подарком от всей русской интеллигенции, он получил его от петербургского ученого, археолога и музыканта Н.А. Николаевой.
Я его два раза восстанавливал, то есть было два небольших ремонта, сейчас он совершенно в аутентичном состоянии, несколько струн только заменено и колки. Удивительно то, что это, пожалуй, единственный «Беккер» в концертном состоянии, который играет точно так же, как в 1900-м году. Конечно, с некими потерями, которые внесло время. Инструмент 1900-го года, это эпоха, скорей всего, до покупки фабрики Беккера Шрёдером, как сообщал мне историк Максим Владимирович Сергеев. Это вполне еще беккеровская конструкция, - рассказал Алексей Ставицкий.
Второй раз концертная деятельность инструмента началась в 2011 году в зале Менделеевской академии. После этого был концерт в малом зале консерватории с ФИСИИ (факультет исторического и современного исполнительского искусства). Потом еще были концерты, он играл на некоторых площадках.
- Вот сейчас удивительно то, что мы собрались здесь, в Подмоклово, - говорит Алексей. - Это очень радостный для нас и волнующий момент. Инструмент почти не расстроился, приехав сюда. Я надеюсь, что у него еще очень хорошие перспективы, он будет стоять в зале ЦМШ (Центральная музыкальная школа), и там будут играть на нем концерты. Это уникальный зал, в котором будет играть российский имперский рояль. А пока я рад, что этот инструмент помогает музыкантам распространять свои знания и искусство, которое, я считаю, дорогого стоит.
Это отличительная черта сегодняшнего фестиваля – то, что на нем будет звучать не только барочная музыка, но и романтическая, исполненная на рояле «Беккер», который уже привезли, - рассказала перед началом фестиваля его организатор Вера Воронежская. - Мне хочется, чтобы классическую музыку слушали не только люди, которые в ней разбираются, но и вообще все. И мне кажется, что это доступно каждому, и не надо думать, что это какая-то элитарная и далекая музыка. Поэтому мы организовали такой фестиваль, чтобы она звучала здесь, в такой атмосфере опенэйра, где людям проще ее воспринимать.
Несмотря на то, что с утра накрапывал мелкий дождик, и тучки скучивались над Подмоклово, гости съезжались туда непрерывным потоком. Ехали не только из окрестных городов, но и из столицы. Переменчивость погоды не испугала зрителей, они удобно располагались прямо на лужайке перед храмом, устраивались на специально приготовленных мешках, набитых сеном. А заботливые организаторы приготовили для тех, кто забыл дома зонтики, целую корзину дождевиков.
Открыл фестиваль настоятель храма Рождества Богородицы отец Дионисий Крюков, поблагодарив руководство Серпуховского района за помощь, без которой мероприятие невозможно было бы провести на таком высоком уровне. Также гостей приветствовал благочинный Серпуховского округа Игорь Чабан.
С приветственной речью на открытии выступил глава Серпуховского района Александр Шестун. Он выразил одобрение, что такое высоко духовное событие происходит на территории нашего района возле замечательного храма. И поблагодарил отца Дионисия за то, что он способствует духовному развитию населения.
Отец Дионисий полушутя назвал первую часть программы - «Рояль на паперти», это из-за того, что у приюта роялей сейчас есть большая нужда в благодетеле. Ведь рояли активно выбрасывают, и их нужно спасать. - Мы в частности свой вклад и в это дело тоже вносим. Хотелось бы, чтобы мы понимали, что это очень важная часть нашей культуры.
В первой части программы гостей радовали своим искусством преподаватели Московской консерватории. В их исполнении прозвучали произведения Прокофьева, Шопена, Дебюсси, Чайковского, Скрябина, Метнера.
Открыл программу профессор Московской консерватории Юрий Мартынов. Затем к роялю вышел пианист и композитор Иван Соколов. Прежде, чем начать играть Прокофьева, музыкант напомнил, что великий композитор писал музыку для определенных роялей. - Его спрашивали: «Какой вы рояль предпочитаете, Сергей Сергеевич?» Он говорил: «Всем роялям я предпочитаю разбитый «Беккер»!» А я рад для вас играть на настроенном, не разбитом «Беккере». Прокофьевские «Мимолетности» пианист предварил строками Константина Бальмонта:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих,
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры…
Оказалось, что уцелевший «Беккер» как будто привезен неслучайно, он как нельзя лучше соответствовал выбранным для фестиваля произведениям. Екатерина Державина, перед тем, как исполнить летние пьесы из цикла «Времена года» Чайковского, рассказала, что подобный «Беккер» стоял у Петра Ильича дома, и он его очень любил.
После выступления Екатерина поделилась с нами своими впечатлениями:
- Мне кажется, что это прекрасная идея – организовать фестиваль возле одного из немногих храмов с такой необычной архитектурой. Огромное удовольствие здесь играть, очень приятно, что здесь так много людей. И спасибо отцу Дионисию за просветительские тенденции. По-моему, прекрасно, что здесь целый день можно слушать музыку, причем, самую разную – и на романтическом рояле, и барочную. На открытых площадках мне приходилось играть только на западе, в России до этого не приходилось ни разу. Ощущения немножко необычные, не в смысле рояля, потому что рояль этот мне уже знаком. А в смысле обстановки этого мероприятия на открытом воздухе. Конечно, немножко необычно, когда на вас дует вот этот ветер в галерее, и довольно прохладно, но это всё – ничто по сравнению с атмосферой, такой праздничной, неформальной, очень приятно! Я надеюсь, что это начинание будет продолжаться, и будет всё лучше и лучше. С удовольствием приеду сюда еще раз.
Заканчивал фортепианную программу мэтр, пианист, дирижер, профессор Московской консерватории, народный артист РФ Алексей Любимов
После небольшого перерыва гостей фестиваля ожидала встреча с музыкой эпохи барокко. Пока готовились инструменты, нам удалось пообщаться со скрипачкой известного московского ансамбля старинной музыки «GNESSIN BAROQUE» Мариной Катаржновой.
Она рассказала, что им довольно редко приходится играть на открытом воздухе, тем более, что возникают сложности с инструментами – жильные струны, смычки очень восприимчивы к погоде и температуре.
- Но думаю, сегодня мы все трудности преодолеем. Красивая местность, прекрасный храм, мы сюда приехали впервые, и, конечно, нам очень интересно. Мы играем программу Stylus phantasticus, произведения композиторов 17 века – Иоганна Генриха Шмельцера, Франца фон Бибера. Это музыка, написанная в достаточно свободном стиле, это добаховская эпоха, достаточно яркая и насыщенная.
Началась барочная часть с мелодичного клавесина, на котором несколько пьес исполнила Ольга Мартынова.
Музыканты также исполнили произведения Баха, Телемана, Шмельцера, Вивальди, Пёрселла.
Музыкальный критик Лев Малхазов, продолжая эту часть программы и представляя «GNESSIN BAROQUE», сравнил музыку Бибера с детективом, непредсказуемым и полным неожиданностей. И она зазвучала под сводами храма, увлекая слушателя в лабиринты композиторских фантазий.
Николай с друзьями приехал на фестиваль из Москвы. Говорит, что увидел рекламу в соцсетях, а когда посмотрел ролик с прошлогоднего мероприятия, понял, что это высокий уровень и надо ехать.
- Организаторы – молодцы, что решились на такой шаг, получился замечательный фестиваль!
Анна, сидящая на лужайке с ребятами, ожидала своего выступления. Она – участница ансамбля древнерусской песни «Хронос»:
- А я приехала сюда петь. Всех пианистов, которые здесь играют, я очень хорошо знаю, и воспитана на их творчестве. С одной стороны, все, что здесь происходит, это сюрреализм, а с другой - это всё, что вообще хотелось бы видеть в России, в русской культуре. Я считаю, что это нечто грандиозное, даже в масштабе всей страны.
Заканчивался фестиваль уже на другой площадке, имитацию сцены сделали на зеленом футбольном поле. Там, под закатным подмокловским небом, зрителям явили ренессансные и барочные танцы. Их исполнили ребята из студии "Time of dance", добавив ярких красок во всё это необычное потрясающее действо, происходящее на лоне природы, под проплывающими над храмом облаками.
http://www.glazey.info/new/read/kulture/Festival-v-Podmoklovo-zvuki-muzyki-pod-oblakami/