На сайте "Начинание" размещен проект Алексея Талашкина, заместителя руководителя Сибирского центра колокольного искусства. Это культурный и научный проект, позволяющий вернуть разбитому колоколу голос и узнать, каким было его звучание.
Копия будет размещена в Музее колокольного звона рядом с оригиналом, и желающие смогут услышать, как звучал колокол, отлитый сто лет назад. Автору проекта удалось в короткие сроки собрать средства на реализацию проекта, но вся работа ещё впереди. Алексей Талашкин поделился опытом сбора средств на площадке «Начинание» с Ириной Ерошкиной, специалистом по связям с общественностью фонда «Соработничество».
«Меня зовут Алексей Талашкин, я звонарь храма во имя Михаила Архангела в Новосибирске. На площадке «Начинание» я нахожусь с октября 2015 года, но краундфайндингом не занимался. Мы участвовали в грантовом конкурсе «Православная инициатива», все наши проекты имеют одну миссию – восстановление утраченного в Сибири колокольного искусства. Стараясь реализовать эту идею, мы создали проекты по изданию журнала о колоколах (до сих пор это единственное в России печатное издание!), обучению азам колокольного звона осуждённых в новосибирских колониях, проведению фестиваля колокольного звона среди звонарей Сибири. В развитии темы мы задумали издать учебное пособие для звонарей на материале полотен русских художников. Я знал, что буду пробовать этот проект на «Начинании», поскольку дважды писал проект, и дважды не получал поддержки экспертов. Ну, думаю, пусть звонари сами тогда помогут собрать средства, раз нам самим это нужно, а экспертов убедить не можем. Никогда раньше я не собирал средства на краундфайндинговых платформах. Я понимал, что нужно приобрести опыт перед такой крупной работой, попробовать свои силы. И родился небольшой проект по отливке копии разбитого старинного колокола. Деньги удалось собрать в течение одной недели.
В чем особенность проекта «Вернём колоколу голос»? Во-первых, он небольшой, нам нужно было собрать всего 35 000 рублей. Не исключено, что этот фактор стал одним из ключевых, понятно, что на крупные проекты собрать средства куда сложнее. Если говорить о сути нашего проекта – то идея проста. В Музее колокольного звона при Сибирском центре колокольного искусства Новосибирской митрополии собрана крупнейшая в России коллекция колоколов, отлитых на заводе Петра Ивановича Гилёва сыновей в Тюмени. Это знаменитая фамилия колокольных мастеров, чья продукция разошлась от Владивостока до Москвы, есть гилёвские колокола и в Иерусалиме, и в Харбине. Знаменитые некогда литейщики, занимавшие первые места и на всероссийской и на международной выставках, имеющие благодарности от государя-императора Николая II, сегодня практически неизвестны ни в Сибири, ни в России. Так получилось, что мы собрали эту уникальную коллекцию (несколько колоколов, кстати, звонари выкупили из антикварных лавок, так же собирая средства всем миром), только одна беда – шесть из восьми гилёвских колоколов в нашем музее разбиты по неизвестным причинам. Их голос исчез, и сейчас они звучат примерно так, как если бы мы столкнули две гантели или гири. Переплавить колокол можно, но тогда мы потеряем памятник сибирского литья, но возникает вопрос: в какую форму лить? В общем, пришла идея не уничтожать треснувший оригинал, а отлить точную копию колокола.
Отливка точной копии 16-фунтового небольшого зазвонного колокола сибирского литья – на самом деле лишь часть большого проекта, который живёт в моем сердце, и который я решил разбить на несколько этапов. На самом деле мы хотим отлить точные копии всех разбитых тюменских колоколов из нашего музея. Это чисто научный и культурный проект, с уверенностью можно сказать, что в Сибири аналогов этому нет. Московский Даниловский колокольный центр создал копии четырёх колоколов древних форм, старший звонарь Свято-Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков) экспериментирует с созданием колокольных форм, используя профили старинных колоколов. Больше подобную работу в России, кажется, не ведёт никто.
Наш проект позволит получить колокольный набор знаменитого сибирского завода, закрытого сто лет назад. Но не только научный интерес движет нами. Если всем нам понравится звук этих колоколов, мы сможем возродить тюменское колокольное литьё и впервые в России предложим православным приходам колокола, созданные больше века назад сибирскими мастерами и воссозданные с помощью технологий XXI века.
Первое, что мы сделали – это записали видеообращение о помощи проекту и выложили его на youtube. Затем мы вышли на местное новосибирское интернет-радио «Логос», радио Новосибирской митрополии и записали сюжет. Нам уже было что выкладывать в социальные сети. Информацию о проекте мы разместили в некоторых тюменских новостных группах вКонтакте, а так же обратились на ГТРК «Новосибирск» и ГТРК «Реигон-Тюмень». Были запланированы съёмки новостных сюжетов в поддержку проекта, но вдруг в один миг мы собрали всю сумму. Мне пришлось уехать в командировку, и так вышло, что сюжет мы будем снимать уже не о том, как собираем средства, а о том, как этот проект реализуется. Копия колокола будет отлита в Новосибирске, нашим же Сибирским центром колокольного искусства.
Наш проект поддержали как братья-звонари, так и неизвестные нам люди. Но основную сумму нам пожертвовала внучка Гилёвых – москвичка Наталья Александровна Безрукова, о поисках которой можно написать отдельный рассказ. Нам удалось разыскать её, мы породнились. Два года назад она посетила Новосибирск и прикоснулась к колоколам, отлитым её дедами, знаменитыми тюменскими купцами. Были тогда и трогательные слёзы, и радость, и какая-то неоформившаяся надежда на то, что история эта не завершилась, что есть у неё пока ещё не открывшееся нам будущее. Теперь я понимаю, что продолжение истории гилёвских колоколов в том, чтобы все они обрели свой голос, родились заново, ожили. Мне известно, где находятся колокола Гилёвых с сохранным звуком, но большинство из них разбросано по всей Сибири. Единого гилёвского подбора не существует. Голос этих сибирских колоколов обычно растворяется в голосах колоколов современного литья. Мы же хотим, чтобы наши сибиряки собрались все вместе, чтобы запели хором сибирские колокола, почти исчезнувшие, почти забытые…
Да, нам удалось очень быстро собрать средства на отливку копии небольшого колокола, но вся работа ещё впереди. Еще пять колоколов ждут своей очереди, и на каждый, по-видимому, мы будем собирать средства отдельно. Думаю, что у нас получится небольшой сериал: вот один оживший колокол, вот второй, вот третий… Поначалу, наверное, будет мало что понятно, потому что колокола нужно слушать вместе, в подборе, и звук одного малыша нам не даст представления об общем звучании гилёвских колоколов. Будем надеяться, что общими нашими усилиями мы сможем отлить целую звонницу, и тогда уже многое станет понятно. Полагаю, что нужно будет искать жертвователей в Тюменском регионе. Может быть, тюменские музеи заинтересуются этим проектом и мы сможем отлить копии гилёвских колоколов и для них. Есть знаменитый Валдайский музей колоколов, может они тоже поддержат наш проект, вообще звонарей много. И, кроме того, у проекта есть ещё одна изюминка – это новизна. Если до революции в Российской империи существовало около шестидесяти колокольных заводов (только представьте ассортимент колокольной продукции!), то сегодня эти предприятия можно пересчитать по пальцам одной руки. И все современные колокола уже известны, звучание продукции каждого завода в той или иной степени знакомо звонарям России. Безусловно, современные колокола имеют индивидуальные, но современные профили, и, соответственно, некое современное звучание. Здесь же мы имеем дело с принципиально новым, уникальным явлением – воссозданием колокольного набора столетней давности. Гипотетически, в недалёком будущем мы сможем ощутить звуковую атмосферу прошлого, перенестись в Сибирь колокольную конца XIX – начала XX века.
Повторю, мы почти не успели рассказать людям о нашем начинании. Фактически, почти полную сумму нам пожертвовала внучка колокольных мастеров. Но вся работа впереди. Нам предстоит раскрыть миру нашу задумку и собрать необходимые средства.
От себя хочу добавить, что я пишу книгу о Гилёвых, она почти завершена. Теперь уже понятно, что отдельной главой в этой книге будет рассказ об отливке копий гилёвских колоколов. Уже сейчас нашлись энтузиасты, которые, помогая нам, начали создавать точную копию второго колокола, идёт работа по изготовлению его макета на 3D-принтере.
А самый главный секрет успеха этого проекта, наверное, в том, что мы очень любим сибирские колокола. Мы любим нашу историю, мы почитаем наших предков. Мы молимся о них и просим Божией помощи. Знаменитый русский звонарь Александр Васильевич Смагин как-то сказал: «Я сорок лет собирал звоны, дайте мне теперь разнести их людям». Мы хотим того же самого. И если над нашей Сибирью, над нашей Родиной запоют наши родные, возрождённые, старинные звоны, то ликование это отзовётся всюду, во всех краях, от Якутии до Казахстана, от Харбина до Иерусалима. От земли до Неба».