Участники форума, в частности, предлагают обратить больше внимания на тех, кто формирует мировоззрение подростков вне системы образования.
На фоне глобальной цифровизации необходимо обогащать инструментарий образовательных и просветительских программ, чтобы духовно-нравственное воспитание не казалось реликтом прошлого, а выступало тем мощным ресурсом, который помогает выстраивать реальную, а не придуманную жизнь современного человека. Какие вопросы стоят перед современной моделью воспитания и образования и как на них отвечать, говорили на экспертной сессии международного форума «Традиционные духовно-нравственные ценности Союзного государства», который прошёл на площадке филиала Российского государственного социального университета в Минске 2 – 3 декабря 2025 года. Участие в форуме, организованном Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», приняли около двухсот делегатов, представлявшие 130 организаций из всех регионов Белоруссии и более 30 регионов России.
Согласие при многообразии позиций
Достучаться до сердец молодого поколения сегодня невозможно наставлениями или навязыванием тех или иных нравственных положений – нужны новые инициативы, интерес к которым будет искренним, а не спущенным «сверху». На это обратила внимание старший научный сотрудник минского филиала РГСУ Алина Корбут. По ее словам, в образовательных программах и общественных проектах сегодня должно отражаться и учитываться, что «духовность отвечает на вопрос "каким мне быть?", нравственность – "как мне поступать?», патриотизм – «где и для чего мне это применять?».
Те, кто в России и Белоруссии идёт на смену нынешним руководителям, специалистам, ученым, отличаются в своем мировоззрении от предыдущих поколений (даже от поколения 1990-х, не говоря о более ранних временах). И сегодня выстраивание доверительного диалога с молодыми людьми становится необходимостью. Так считает эксперт в области социокультурных процессов Сергей Маленко. Он же озвучил ключевую тему для такого диалога, которая давно сформулирована в виде знаменитого философского тезиса: людям надо задумываться не над тем, что надо делать, а над тем, что они есть.
По словам спикера, сегодня особого внимания требуют общность тех ценностей, которыми люди реально руководствуются в социальной жизни. «Это не означает, что они одинаково мыслят, но при этом находятся в согласии друг с другом», – отметил Сергей Маленко. При этом, подчеркнул он, при многообразии позиций обязательно соблюдение социальных норм - именно такие социальные механизмы, уверен эксперт, могут обеспечить в молодом поколении удовлетворенность от собственного бытия и совместного проживания в Союзном Государстве России и Белоруссии. Эксперт убеждён, что эти идеи «мы должны очень точно доносить до наших «сменщиков» из нового поколения.
Маркеры-вызовы на пути к мировоззренческому суверенитету
Огромную роль в балансировке мировоззренческих позиций молодых людей в России и Белоруссии играет интеграция традиционных ценностей в образовательный процесс – сегодня это происходит в рамках совместных с Русской Православной Церковью программ. На это обратила внимание директор Республиканского центра экологии и краеведения Республики Беларусь Елена Онуфрович. Этот центр с 2020 года стал головной структурой по патриотическому воспитанию молодежи в стране. В качестве примера она привела используемый в Белоруссии системный подход к экскурсионной паломнической работе – по словам Елены Онуфрович, на сегодня разработан 71 паломнический маршрут по Белоруссии, они размещены на сайте республиканского центра. Список этот, пояснила спикер, будет дополняться.
При этом, выставляя мировоззренческие защитные барьеры (в том числе в поле утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей), мы должны понимать, что живем в «цифровом веке». Об этом, выступая на сессии, заявила кандидат социологических наук, член Совета правления фонда «Соработничество» Евгения Жуковская. «Сегодня в мире происходит сложный гибрид реалий. Например, дети хотят владеть новейшими технологиями – скажем, технологией искусственного интеллекта, к чему взрослые могут быть морально не готовы. Также мы должны учитывать вызов, связанный с агрессивной повесткой, которая идёт из-за рубежа и связана с "оцифровкой" личности человека в качестве "удобного пользователя"», – заметила она.
Кроме того, Евгения Жуковская считает одним из самых сложных вопросов, стоящих перед системой воспитания сегодня, удар по основам коллективизма, заложенного на генетическом уровне в народах России и Белоруссии: принцип «один за всех и все за одного» всё больше вытесняется максимой «я выберу то, что мне интересно и удобно, вместо того, чтобы потрудиться ради общего блага». При таком подходе, предупредила она, молодой человек легче может превратиться в нарцисса, которому не доступны патриотические ценности.
По словам Евгении Жуковской, «это маркеры, по которым нам надо ориентироваться, чтобы сохранить себя с точки зрения мировоззренческого суверенитета».
Субъекты воспитания
При анализе современной системы воспитания также стоит учитывать, что влияние на то, чему учатся и чем живут молодые люди, оказывают специалисты, которые, действительно являясь субъектами воспитания, находятся за пределами системы образования. Порой такие люди обладают более высокими шансами сформировать мировоззренческие установки, чем школьные учителя или вузовские преподаватели. Об этом говорит социологическое исследование, которое было проведено в 2025 году в России при поддержке Российской академии образования (РАО) – его результаты на форуме в Минске представил доктор педагогических наук, профессор РАО Павел Степанов, возглавляющий действующую при академии лабораторию современных методов воспитания.
Он сообщил, что в рамках исследования был проведен опрос среди спортивных тренеров и учителей танцев, аптекарей, библиотекарей и продавцов детских игрушек, руководителей НКО и соцработников на предмет их отношения в тому, как и почему они влияют на мировоззрение детей и подростков. Охват получился широким: опрашивали респондентов от юношеского до пенсионного возраста, а география исследования простиралась от Москвы до Владивостока.
Отвечая на вопрос, понимают ли они, что являются субъектами воспитания, большинство из опрошенных ответили утвердительно. При этом, констатировал Павел Степанов, мотивация заниматься воспитанием была высказана разная, но, в основном, это были внутриличностные факторы, которые формулировались как «вижу смысл в такой моей работе», «мне это интересно», «это моя миссия», «мне хочется сделать мир чуточку лучше», «не хочу жить среди хамов», «хочу помочь детям справиться с жизненными проблемами».
«Это свидетельствует об их внутренней неуспокоенности, а не о внешних требованиях или указаниях. И это внушает оптимизм», – прокомментировал профессор РАО.
Отвечая на вопрос, каким образом реализуется ими потенциал воспитательной работы, опрашиваемые делали акцент на таких форматах, как неформальное общение с детьми, обсуждение с ними актуальных тем (книги, спектакли, кино), рекомендации, что можно почитать, посмотреть и во что поиграть, а также постановка перспектив (в частности, в спорте), наказание (например, дополнительные тренировки в спорте и танцах), разговоры один на один, если взрослый видит, что ребенок меняется.
«Опрошенные подтвердили, что видят особые преимущества своей деятельности по воспитанию в том, что она меньше зарегулирована, чем работа в системе образования. Также они отмечают, что дети приходят к ним с бо́льшим удовольствием, чем в образовательные организации», – пояснил Павел Степанов.
А вот отвечая на вопрос, чего им не хватает в работе, чтобы процесс общения с детьми стал эффективнее, мало кто упомянул о финансовой стороне дела. В основном опрошенные отмечали, что им необходима поддержка в создании благоприятных условий для деятельности – например, не хватает пространства для занятий с детьми, нужно больше времени, хочется привлекать дополнительных специалистов, получать медийную поддержку и приобретать дополнительные знания в области педагогики и психологии.
Выводы спикера следующие: традиционная привязка воспитания только к системе образования сужает спектр такой деятельности. По мнению ученого, «фактор полисубъектности» в сфере воспитания нуждается в более пристальном внимании научного сообщества и со стороны государства. «Но, как бы ни расширялись границы воспитания, мы не должны заходить за пределы здравого смысла, так как за ними начинается имитация воспитательной деятельности. Увы, мы часто сегодня имитируем воспитание», – с сожалением заметил Павел Степанов.
Он также выделил три фундаментальных компонента успешной воспитательной деятельности – это 1) совместная деятельность взрослых и детей, не навязанная свыше; 2) отношения «взаимной значимости», при которых взрослый – не носитель функции блюстителя или воспитателя, а человек, с которым по-настоящему интересно; 3) наличие «ценностно окрашенного общения» между взрослыми и детьми.
«Хочу заметить, что все три компонента должны присутствовать в деятельности в равной мере, и, если один из них будет доминировать, это приведет к деформации. К примеру, если доминирует ценностно окрашенное общение, это превращается в морализаторство. Если упор делается исключительно на отношениях взаимной значимости, то воспитание рискует превратиться в тусовку, которая не имеет внятной ценностной направляющей. Если же доминирует только совместная и интересная деятельность, это просто организация активного досуга, направленная лишь на самореализацию детей без ценностного компонента», – пояснил Павел Степанов.
