Торжественное открытие Музыкальной школы имени Сергея Рахманинова при Русском православном соборе святителя Николая состоялось в Вене 17 мая 2019 года в рамках одноименного проекта, получившего поддержку конкурса «Православная инициатива».
Что особенного в музыкальной школе? Как развивается проект? Кто его поддерживает? С этими и другими вопросами к участникам образовательного проекта обратилась Ирина Ерошкина, специалист по связям с общественностью Фонда «Соработничество».
- Расскажите, пожалуйста, о проекте. Как появилась музыкальная школа при Соборе?
Щерба Татьяна Николаевна, заведующая учебным отделением Школы им.С.В.Рахманинова, регент Кафедрального Собора свт.Николая в Вене, руководитель проекта
- Идея открытия музыкальной школы при Соборе свт. Николая в Вене возникла более 10 лет назад. За эти годы несколько раз менялись возможные направления ее реализации. Однако по существу концепция осталась прежней: за рубежом необходимо развивать традиции отечественного музыкального образования и делать это нужно в духовном сотрудничестве с Православной Церковью. В Австрии проживает много наших соотечественников, большинство из них стремятся привить своим детям любовь к родной культуре. И если в Австрии есть школы дополнительного образования, где дети учат русский язык, литературу, то почему не быть школе, в которой детей могут учить музыке так, как это происходит в лучших музыкальных школах нашего Отечества?
Музыкальная школа при православном храме - это возможность для многих невоцерковленных людей познакомиться с храмовой культурой, церковным пением, а для родителей, которые приводят к нам своих детей - это гарантия того, что в школе на первом месте будут стоять заповеди Христа.
С профессиональной точки зрения актуальность проекта заключается в том, что музыкальная школа им. С.В.Рахманинова предлагает комплексный подход к музыкальному развитию детей, подростков и взрослых. В Австрийской музыкальной системе упор делается на игре на инструменте, зачастую дети играют «с рук», то есть запоминают последовательность нажатия разных клавиш. Вот и получается, что в школу приходят подростки, которые 6 лет играют на скрипке, но не умеют писать скрипичный ключ, у которых Бах жил в XIX веке, а Моцарт - это всего лишь известные австрийские конфеты.
Наконец, идея школы тесно связана с развитием Соборного хора храма свт. Николая в Вене. В хоре поют разные люди - как с музыкальным образованием, так и без. Очень много студентов. Студенты отучились и уехали, а хотелось бы, чтобы хор состоял из прихожан храма. Ведь у многих прихожан хороший слух, и они могли бы петь в хоре, получив начальные знания в области музыкальной грамоты и церковного пения. Также в храме много детей, и если детей с детства учить музыке в школе при Соборе, то «смена поколений» в церковном хоре будет происходить постепенно и безболезненно, а преемственность традиции сохранится. Ведь через десяток лет в соборный хор петь придут те повзрослевшие дети, которых мы сами учили музыке.
Упрямова Елена Владимировна, преподаватель школы
Об актуальности проекта рассказывает преподаватель школы Елена Владимировна Упрямова:
- Я живу в Вене 17 лет. О системе начального музыкального образования знаю не понаслышке. Когда искала музыкальную школу для своего ребенка, столкнулась со многими непривычными моментами. Например, при зачислении в школу предлагается всего полчаса в неделю на инструмент. Существует практика «сдвоенного» урока, когда эти полчаса делятся на двоих детей. То есть в самом начале обучения, когда ребенок должен заниматься под максимальным присмотром педагога, он практически предоставлен сам себе. Когда моей дочке исполнилось 5 лет, мы решили пойти на просушивание в музыкальную школу. На фортепиано нас взяли, но оказалось, что в группу по сольфеджио нам было рано по возрасту, а в группу раннего музыкального развития уже не актуально. Ко мне стали обращаться мамы моих учеников, а потом и другие с идеей создания детских музыкальных групп по теории.
В музыкальной школе им. С.В.Рахманинова у меня несколько групп детей-дошкольников. С ними я провожу музыкальные занятия. Дети 4-5 лет очень любознательны, их легко увлечь и заинтересовать.
Заниматься только пением и развлекательными упражнениями, получая от этого радость и удовольствие - хорошо и правильно. Но в один прекрасный момент детям это надоедает, им требуется новый вид деятельности, где они могут познавать, созидать, творить, проявлять свои творческие способности. И на этом этапе у детей появляется желание развиваться дальше, они получают удовольствие от причастности к чему-то большому и важному. Да, конечно, не все ученики станут музыкантами. Но наша задача в том, чтобы изначально привить детям любовь к музыке, к процессу обучения, ответственность, привычку качественно выполнять домашнее задание, не говоря уже о знании и понимании предмета. Привить серьезный подход к делу, который потом перейдет на другие сферы деятельности. Это закладывается в детском возрасте. Не сразу, постепенно, через игру, через сказку.
Сейчас я вижу, что мы на правильном пути, этот проект востребован. Очень приятно, что к нам приходят не только наши соотечественники, но и австрийские дети, сербы.
Один мальчик из младшей группы на мамин вопрос о том, какое занятие из всех многочисленных кружков ему нравится больше всего, ответил: "русская музыка". Мне кажется, это лучший аргумент в пользу вопроса об актуальности нашего проекта.
Рассказывает Елена Владимировна Мартысевич, прихожанка Собора свт. Николая, сын которой учится в музыкальной школе
-Я думаю, главное в этом проекте - воспитание всесторонне развитых людей, сохранение традиции русского музыкального образования, обеспечение преемственности этой традиции - как для будущих музыкантов, так и для будущих слушателей, ценителей музыки.
В наше время часто можно услышать жалобы на падение интереса к настоящей музыке, на примитивизацию музыкальных вкусов, на невостребованность серьезной музыки в среде молодежи. И во многом эти жалобы оправданны. Но почему так происходит? Я думаю, во многом потому, что детям редко прививают вкус к хорошей музыке, не учат понимать ее, знать и любить. И с этой точки зрения проект создания русской музыкальной школы за рубежом невозможно переоценить. Во-первых, высочайшая квалификация и увлеченность преподавателей позволяют им передать эту увлеченность детям, причем качественным образом. Во-вторых, то, что передается именно русская традиция обучения музыке, русское понимание музыки, делает для нас, родителей, эту школу ценной вдвойне. Это огромное подспорье для тех русских родителей, которые хотят вырастить детей русскими людьми, не утратившими связи с Родиной и корнями. И главное - даже если наши дети не станут профессиональными музыкантами, они всегда будут любить и понимать музыку, потому что обучение в этой школе дает детям бесценный опыт понимания и любви - к музыке, традиции, русской культуре.
-Как развивается проект? Кто его поддерживает и как?
Рассказывает директор школы - Георг Баич:
- Проект изначально был ориентирован на наших соотечественников, проживающих в Австрии, и на прихожан Собора свт.Николая в Вене. На самом раннем этапе были организованы музыкальные курсы при Соборе, и их посещали как раз в основном прихожане храма. Мы очень благодарны настоятелю Собора прот. Владимиру Тыщуку, что он поддержал наш проект и словом, и делом. Ведь первые полтора года нам приходилось заниматься в трапезной Собора и даже иногда в нижнем храме. С осени 2018 года число учащихся возросло, мы уже не могли «вместиться» в храмовые помещения и по ходатайству отца настоятеля нам удалось заключить контракт на съем помещения под школу у города Вены.
Нашелся и спонсор проекта — компания GAZPROM NEFT TRADING GMBH, благодаря которой был сделан ремонт помещения, и в мае 2019 года состоялось торжественное открытие школы.
Компания в течение двух лет оказывала материальную поддержку школе, вряд ли мы смогли бы выжить без помощи наших спонсоров на самом первом этапе становления школы.
Были и частные благотворители. Кто-то из прихожан жертвовал мебель для школы, кто-то - музыкальные инструменты, кто-то пожертвовал деньги на шпаклевку, организовал малярные работы, кто-то подарил экран и компьютер. Постепенно о школе стали узнавать не только наши соотечественники, но и австрийцы, сербы, венгры. Один из наших благотворителей - сербский архитектор Саша Станкович, который взял на себя все вопросы со строительной документацией помещения и ее лицензировании в австрийской строительной полиции.
Мне, как директору, очень приятно, что в школу потянулись венгры, сербы, болгары, македонцы, словаки. С осени 2019 года у нас появилось три небольших группы с преподаванием предметов на немецком языке. И это при том, что почти вся наша реклама была на русском языке. Сербская группа особенно меня радует, так как я сам по национальности серб, и сербы - наши братья по вере. В школе учатся несколько детей сербских священников, а значит, и традиция православия тоже поддерживается и развивается.
Осенью 2018 года мы решили попробовать получить грант международного конкурса «Православная инициатива», ведь все-таки наша школа тесно связана с православным храмом, и большинство преподавателей нашей школы - прихожане Собора и певчие Соборного хора. Не могу сказать, что мы были уверены в успехе, но надежда нас не покидала. Получение гранта «Православной инициативы» стало не просто радостным событием для школы. Для преподавателей школы грант - это огромная поддержка, с одной стороны материальная, но еще более - духовная. Преподаватели много трудятся, и когда получаешь поддержку проекта на таком высоком уровне - словно вырастают крылья, кажется, что любые препятствия можно преодолеть. Конечно, были определенные трудности, связанные с планированием, правильным распределением средств, ведь мы только делаем первые шаги, и, конечно, совершаем ошибки. Однако в течение грантового года нам удалось существенно стабилизировать весь учебный процесс и результат налицо: число учащихся с осени 2019 года значительно увеличилось и сейчас составляет 65 человек.
- Кто-нибудь из родителей и учащихся может рассказать о школе так, как это видится со стороны?
- Меня зовут Наталия Евгеньевна Лазарева. В музыкальной школе им.С.В.Рахманинова занимаются две моих внучки, 5 и 10 лет. Обе довольно хорошо поют, и мы старались их отдавать в разные группы, школы и проекты, чтобы развивать эти способности. Поэтому есть возможность сравнить данную школу с другими.
Что особо мне нравится в школе, так это возможность заниматься сразу обеим девочкам в одно время в разных группах, соответствующих их возрасту. Это очень удобно, и в этом проявляется персональный подход руководства школы.
Помещение школы небольшое, но очень уютное, для детей имеются четыре класса, предоставлена современная техника. Детям очень нравится посещать школу, они сдружились, вместе занимаются и вместе проводят переменки, на которых можно попробовать сладости и выпить чай, которые подготовлены внимательными педагогами.
От родителей высказывались исключительно положительные отзывы о работе школы, так как с детьми занимаются высококвалифицированные педагоги, и это чувствуется по результатам занятий.
Рассказывает Анна Попова, учащаяся взрослой группы школы им. С.В.Рахманинова:
- Мечта играть на каком-нибудь музыкальном инструменте возникла еще в детстве, но воплотить ее в жизнь удалось лишь спустя много лет. В музыкальную школу для взрослых я хотела поступить еще в Санкт-Петербурге, но затем случился переезд в Вену и, казалось, что это неосуществимо. Но мне повезло: в православном Соборе Святителя Николая Чудотворца г.Вена я увидела объявление о наборе учеников во взрослые группы музыкальной школы. С нетерпением ждала начала учебного года, чтобы пройти отбор – и вот я среди учеников! Вспоминаю, как при записи в школу мне сказали, что главное, пройти первый год и не бросить обучение, а дальше этот процесс затянет. Могу подтвердить: так и есть! Текущий год – мой второй учебный год в музыкальной школе, и надеюсь, что смогу продолжить обучение.
Занятия фортепиано проводятся в индивидуальном порядке, в дополнение необходимо регулярно тренироваться дома. Несомненно, изучение сольфеджио (групповые занятия) является неотъемлемой составляющей обучения, ведь без нотной грамоты играть на фортепиано было бы затруднительно. Мы проходим все то же, что и дети, также выполняем домашние задания, а взрослым требуется не меньшая усидчивость и настойчивость, и это нелегко!
Есть еще одна дисциплина, которую я посещаю - это церковный обиход, где можно получить знания о православном богослужении и церковной музыке, а также развить свои навыки пения в хоре.
В конце каждого семестра в школе проходит отчетный концерт. Я выступала и с номерами на фортепиано, и в составе учебного церковного ансамбля. Кроме того, ученики имеют шанс выступить на концертах в домах престарелых или на других мероприятиях - празднике улицы Jauresgasse, Lange Nacht der Kirchen.
Конечно, начинать взрослым сложнее, чем детям, и иногда испытываешь неловкость, когда видишь, как далеко вперед ушли дети, которые начали играть на несколько лет раньше. Но главное - есть возможность шаг за шагом реализовывать свою мечту! И огромное спасибо за это моей музыкальной школе им. С.В. Рахманинова в Вене и моим преподавателям!
-Как Вы видите дальнейшее развитие проекта?
Рассказывает руководитель проекта Татьяна Николаевна Щерба
-У нас сейчас в школе сформировался коллектив преподавателей-единомышленников, которые очень много трудятся для того, чтобы школа в полном смысле слова смогла «встать на ноги». Очень многие преподаватели занимаются дополнительно с учащимися бесплатно, отказываются от концертных гонораров в пользу школы; вся другая работа, начиная со школьной бухгалтерии до уборки помещения, тоже совершается на благотворительных началах. Иногда кажется: так тяжело! А потом получаешь звонок - мы хотели бы записаться в Вашу школу - и становится легче, хотя понимаешь - работы будет еще больше.
На мой взгляд, нам сейчас нужно активно рекламировать школу не только среди наших соотечественников, но и среди австрийского населения, а также укрепить сотрудничество с сербской диаспорой, с сербской Православной Церковью. Это позволит обогатить школу близкой к нам по духу, но иной национальной традицией.
Очень важным видится закрепление постепенно складывающегося имиджа школы как учебного заведения, которое имеет и социальную направленность. В течение 2019 года нам удалось наладить сотрудничество с домами престарелых г. Вены, где дети и преподаватели выступали с благотворительными концертами. Нас уже пригласили выступить в нескольких домах престарелых в 2020 году.
Одно из возможных направлений - работа с особенными детьми. У нас уже проводится пилотный проект индивидуальных занятий музыкой с ребенком – аутистом. Проект пока развивается успешно. Идей развития очень много. Однако есть и много трудностей. Вопрос материальной поддержки развития проекта по-прежнему стоит на повестке дня.
Со стороны руководства школы постепенно проводится комплексная работа, связанная с подачей документов на получение лицензии министерства образования Австрии. Это позволит в будущем ставить вопрос о государственной поддержке школы. Однако сам процесс лицензирования и получения субсидий по факту может занять несколько лет. Будем трудиться.