К старту грантового конкурса «Православная инициатива»*, который традиционно приходится на 1 сентября, его Исполнительная дирекция подготовила новую редакцию Рекомендаций к деятельности регионального координатора данного грантового конкурса.
Какие изменения внесены в этот документ? Какие перемены в жизни самого конкурса и гражданского общества в России они отражают? Об этом рассказала член исполнительной дирекции «Православной инициативы» Евгения Жуковская:
– В первую очередь можно увидеть, что вместо упоминавшихся раньше епархиальных координаторов теперь речь идет о координаторах региональных. Во многих епархиях деятельность координатора вышла далеко за пределы курирования грантовой работы приходов и подразделений епархии. Многие из них ведут большие общественные и церковно-общественные проекты, а также активно участвуют в налаживании диалога между Церковью, государственными структурами, общественными организациями.
Кроме того, в целом ряде епархий «Православная инициатива» дала старт развитию общественной повестки дня и организации собственных общественно значимых проектов, которые, на первый взгляд, не связаны напрямую с деятельностью епархий и приходов.
Помимо этого, бывают ситуации, когда в регионе имеются несколько координаторов – например, это могут быть просто общественные деятели, абсолютно светские люди, которые никогда не были связаны с какими-либо церковными учреждениями, и есть сотрудники епархии, которые, в основном, отвечают за информирование приходов и различных церковных организаций о грантовом конкурсе. Чтобы как-то унифицировать имеющиеся практики и систематизировать эти порой разнонаправленные процессы было принято решение отойти от разделения на церковную и светскую принадлежность координаторов и назвать данную должность так, как и есть это в реальной жизни, – региональным координатором. В Московской Патриархии предложение Исполнительной дирекции посчитали своевременным и перспективным.
Однако не только ради переименования должности была создана новая редакция Рекомендаций. Она стала необходимой в связи с тем, что за минувшие полных восемь лет изменились и функционал координаторов, и сфера их ответственности. Если раньше одной из основных их функций было оказание помощи тем, кто подает заявку на грантовый конкурс (координатор даже давал рекомендации относительно того, как нужно заполнять заявки в электронном кабинете «Православной инициативы», а порой и сам заполнял формы для заявителя), то сейчас уровень информационной грамотности участников конкурса повысился, и координаторам не приходится помогать заявителям в заполнении форм, более того, люди, собираясь принять участие в конкурсе, порой даже вообще не выходят на координатора и не консультируются у него по таким техническим вопросам.
При этом конкурс не перестает быть церковно-общественным. И поэтому сегодня возникает необходимость, чтобы в сфере ответственности координатора была не просто техническая работа по учету и контролю количества заявок, не просто информирование о том, что идет конкурс, – нужно, чтобы координаторы занимались объединительной работой, помогали людям находить партнеров: церковным организациям – светские НКО, а тем – партнеров среди приходов и различных церковных структур, содействовать государственным учреждениям в выстраивании взаимодействия с общественными и церковно-общественными организациями региона.
Такая консолидирующая работа региональных координаторов требует, разумеется, совершенно другой зоны ответственности. Это не только информирование, но еще и мониторинг реализации заявок. Это также умение наладить контакт с действующими на территории епархии организациями, которые самостоятельно пришли в конкурс «Православная инициатива», – с ними нужно выстраивать сотрудничество. В новой редакции документа высказывается рекомендация, чтобы региональные координаторы принимали участие в ключевых мероприятиях тех проектов, которые в грантовом конкурсе «Православная инициатива» получили финансовую поддержку. Рекомендовано, чтобы региональные координаторы лично встречались с победителями, – это могут быть общие ознакомительные или, например, методические встречи. Также говорится о необходимости организации встреч победителей конкурса с епархиальными архиереями и представителями региональных властей, дабы таким образом расширялось вовлечение разных частей российского общества в гражданскую инициативу, дабы разные общественные силы учились выстраивать диалог друг с другом.
Чтобы у светских, церковных, государственных организаций не возникало ощущение, будто каждая из них работает автономно, важно устанавливать те или иные формы сотрудничества, взаимодействия. Это не свидетельство какого-то застоя, консерватизма, косности в нашем обществе. Напротив, совместное участие в мероприятиях и встречи на самых разных площадках – это демонстрация желания общаться друг с другом, видеть и слышать друг друга. Это возможность ухода от различных общественных конфликтов, свидетельство зрелости российского общества.
Редакция портала «Приходы»
_______
* С конца 2010 года работу конкурса «Православная инициатива» курирует Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив, который возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАТОРА
ГРАНТОВОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА»
1. Региональным координатором (далее – координатор) грантового конкурса «Православная инициатива» (далее – конкурс) назначается клирик или мирянин, у которого есть возможность оперативного взаимодействия с правящим архиереем, руководящими лицами епархиального управления и который обладает необходимым опытом, знаниями и общественными связями в церковной и светской среде.
2. Координатор подотчетен правящему архиерею.
3. Правящий архиерей в случаях, когда нет возможности назначить самостоятельного координатора, может обратиться к главе митрополии с просьбой о распространении деятельности координатора епархии митрополита на его епархию.
4. Координатор по всем вопросам, связанным с реализацией конкурса «Православная инициатива», связывается с Исполнительной дирекцией Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви (далее – Координационный комитет).
5. Координатор отвечает за информирование в пределах данного региона о порядке проведения, сроках и формах участия в Благотворительной программе «Православная инициатива», а именно:
§ взаимодействует с епархиальными подразделениями и руководством епархиального управления;
§взаимодействует с региональными и местными органами власти, общественными, образовательными, культурными, научными и иными учреждения и организации;
§инициирует организацию мероприятий по конкурсу «Православная инициатива»: круглые столы, пресс-конференции, методические семинары;
§взаимодействует со средствами массовой коммуникации с целью информирования о конкурсе.
6. Координатор вправе получать в Исполнительной дирекции Координационного комитета необходимые для работы информационные, методические и иные материалы по вопросам, связанным с деятельностью Координационного комитета.
7. Координатор устанавливает связи с активными людьми и коллективами, чья деятельность соответствует целям и тематикам конкурса, помогает им принять участие в конкурсе, консультирует при подготовке документации для подачи заявки на грант.
8. Координатор ведет прием граждан и разъясняет всем интересующимся цели и задачи конкурса, условия и правила участия в нем.
9. Координатор может оказывать помощь в поиске светских или церковных партнеров для успешной реализации проекта.
10. Исполнительная дирекция по запросу координатора (при наличии письменного обращения заявителя) может предоставлять информацию по результатам экспертизы заявки. Координатор должен сообщить в Исполнительную дирекцию о том, какие мероприятия были проведены с заявителями по итогам полученной информации.
11. Координатор принимает участие в ключевых мероприятиях проектов, победивших в конкурсе, взаимодействует с проектами-победителями для организации совместных мероприятий, встреч с правящим архиереем и представителями власти региона, осуществляет мониторинг проектов-победителей, совместно с Исполнительной дирекцией выявляет лучшие практики для тиражирования.