в Общественной палате прошла дискуссия «Педагогическое наследие Константина Ушинского и проблемы современного образования в России».
20 февраля 2023 года в Общественной палате Российской Федерации прошла дискуссия «Педагогическое наследие Константина Ушинского и проблемы современного образования в России». Организаторами стали Научно-методический совет Российского движения детей и молодежи «Движение первых» при участии Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, а также Российское общество «Знание».
Открывая заседание, председатель Комиссии Общественной палаты по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова отметила: «Ряд правильных тезисов поднимает сегодня Российское движение детей и молодежи. Связь и соответствие базиса духовно-нравственных установок, гражданско-политической позиции и текущей деятельности Движения – эти вопросы тревожат и волнуют нашу молодежь, которая, без сомнения, является движущей силой нашей страны. Ну и, конечно, кадры решают все! Как мы подходим к их обучению? Хочется знать, какая информация о нравственных ценностях, о новом движении есть в педагогике, а прежде всего, в методике, в программе, по которой готовят педагогических специалистов».
Наследию отечественной педагогики и важности его применения в современных условиях свое выступление посвятила Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Она напомнила, что взгляды основателя российской педагогики Константина Ушинского, 200-летие которого отмечается в нынешнем году, «не только имеют актуальность на протяжении стольких лет, но и становится стержневыми для сегодняшней педагогической деятельности: он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с главными науками».
Константин Ушинский продолжал традицию русского просветительства, которая, в том числе, «была направлена на поиск педагогических решений социально-политических проблем», что особенно актуально и в наше время, отметила сенатор РФ.
«Любой человек, развитие личности которого поставлено как государственная задача, входит, в первую очередь, в систему социально-общественных, социально-политических отношений, где может проявить себя как результат той образовательной, воспитательной деятельности, в которую он был погружён в разных сферах, в том числе и в образовательном процессе», – подчеркнула спикер.
Она также напомнила, что Константин Ушинский ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики как науки: «Сущностная цель воспитания жизненно важна для человека. Эта часть практической деятельности, которая легла в основу формирования педагогической мысли Ушинского, и на сегодняшний день актуальна. Посмотрите, как часто мы задаём друг другу вопрос о мировоззренческом основании тех воспитательных действий, которые сегодня предлагаются как инструменты для воспитательной работы. Результатами воспитания в первую очередь становятся сформированные мировоззренческие основания. Насколько они будут крепкими, насколько эти базовые понятия будут совпадать с тем, что является основой для развития нашей государственной политики, будет оцениваться эффективностью этой воспитательной деятельности и результативностью того процесса, который происходит как в образовательной среде, так и вне рамок реализации образовательных программ».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева остановилась на вопросах взаимодействия государства и общества в деле воспитания гражданина и патриота. По ее мнению, система воспитания должна акцентироваться на языке, патриотизме и коллективизме.
Депутат Государственной Думы Лариса Буранова обратила внимание слушателей на то, что сегодня в России патриотическим воспитанием занимаются многие, однако когда дело касается результатов работы, они видны далеко не везде, поэтому происходит «заговаривание» понятия «патриотизм». Но очень важно не забывать о том, какой истинный смысл закладывается в этот термин.
О тактике «захвата» российского сознания геополитическими противниками рассказала член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Маргарита Павлова. Она отметила, что на протяжении долгого времени российских граждан понемногу учили ненавидеть свою Родину или с презрением относиться к ней. Поэтому сегодня сформировалась общая задача: защитить национальные интересы страны и, в первую очередь, детей и молодежь.
Об опыте использования инструментов просветительской деятельности в патриотическом воспитании говорила начальник отдела по развитию просветительской деятельности Российского общества «Знание», руководитель аппарата Исполнительной дирекции Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Лариса Даль. Она напомнила основные векторы деятельности общества «Знание» – историческая правда и истории успеха, а также взгляд в будущее, в новые технологии, перспективы разных отраслей.
В ходе обсуждения был представлен опыт общественных организаций по реализации инициатив, нацеленных на воспитание патриота и гражданина. В частности, Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» сейчас реализует на новых территориях комплексную программу по выстраиванию партнерских духовно-патриотических проектов регионов Дальнего Востока, Сибири, центральной России, а также субъектов Федерации арктического пояса с представителями государства и общества на Донбассе и в Новороссии. О проекте «Вместе мы сила» рассказала член Совета правления Фонда «Соработничество» Евгения Жуковская.
Заместитель главного редактора РИА «Новости» Наталия Лосева представила проект «Интерактивная выставка исторических VR-материалов», который дает возможность «попробовать» журналистику наступившего будущего, демонстрирует, каким увлекательным и современным может быть патриотический и исторический контент.
Директор образовательного направления Фонда поддержки школьной профессиональной ориентации «Зеленая кисточка» Ариадна Черкасова познакомила участников заседания с практикой этой общественной организации по реализации проектов патриотического воспитания в учебных заведениях.
Представители Министерства просвещения Российской Федерации рассказали о реализации в школах воспитательных программ. Также прозвучали выступления представителей общественно-государственного Российского движения детей и молодежи «Движение первых». В заседании приняли участие сенатор Российской Федерации Николай Владимиров и другие члены Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества.
Использована информация
сайта Совета Федерации