В работе круглого стола «Место просветительской деятельности в современной образовательной политике России» приняла участие исполнительный директор Координационного комитета Любовь Глебова.
В работе круглого стола «Место просветительской деятельности в современной образовательной политике России», проходящего в Санкт-Петербурге 11 ноября 2022 года, приняла участие Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, глава Координационного совета Российского общества «Знание».
Как отметила сенатор РФ в своем обращении к участникам мероприятия, введение в законодательство понятия просветительской деятельности, осуществляемой вне рамок образовательных программ, стало давно ожидаемым явлением и было воспринято многими как расширение возможностей в этой сфере. Теперь к вопросам развития личности можно подключать не только того, кто имеет право участвовать в образовательной или воспитательной деятельности, которые ограничены очень строгими регламентами, требованиями к кадрам, жесткими стандартами. А значит, более широкий круг людей в рамках своей профессиональной деятельности, своего общественного интереса сможет заниматься с детьми вне рамок школы. «Это большое число людей можно подключить к достижению цели, которую мы перед собой ставим, а именно развития личности на основе базовых национальных ценностей», – подчеркнула Любовь Глебова.
Однако у немалого числа представителей общественных организаций и профессиональных сообществ возникли опасения, что правила, которые, согласно принятому закону, поручалось сформулировать Правительству Российской Федерации, наоборот, сильно зарегламентируют просветительскую деятельность. «Надо сказать, что это был тот случай, когда включение общественности в обсуждение того, что появилось в законе, сыграло решающую роль, – отметила Любовь Глебова. – Нам удалось за это время кардинальным образом изменить подход к формированию правил, которые изначально были заложены Правительством Российской Федерации, и в результате большой работы по учету мнений всех заинтересованных сторон 1 июля текущего года вышло постановление Правительства, которое определяет правила ведения просветительской деятельности».
Сенатор РФ назвала данное постановление «реальным результатом взаимодействия» органов исполнительной власти с профессиональными общественными организациями. «В основе этих правил на сегодняшний день лежит главный подход – расширение возможностей просветительской деятельности», – констатировала она.
Как отметила Любовь Глебова, за прошедшее непродолжительное время в данной сфере уже появились большие инициативы, сформировались разнообразные сообщества, образовались профессиональные группы – этому, в частности, способствовала возможность участия в конкурсах, в ходе которых выделяются гранты на просветительскую деятельность. Поддержку общественным просветительским инициативам оказывают, в частности, федеральные органы исполнительный власти и благотворительные фонды.
Сенатор РФ упомянула о новых, более отвечающих современным реалиям формах просветительской деятельности, которые появляются в работе различных общественных институтов и профессиональных сообществ. Речь, в том числе, идет о «перезапуске» по поручению Президента России деятельности общества «Знание», которому в 2022 году исполняется 75 лет. Она отметила: «Мы видим, как прямо у нас на глазах развиваются разные формы просветительской деятельности, адекватные современной повестке дня: это и цифровая платформа Общества «Знание», и федеральный просветительский марафон «Знание», и разные форматы поддержки активностей лекторов».
Любовь Глебова также отметила необходимость знакомства с региональным опытом в данной сфере. Кроме того, важно профессионально определиться в том, каким образом анализировать происходящее в области просветительства, полагает сенатор РФ. По ее словам, задача на данный момент состоит в том, чтобы уже имеющийся опыт проанализировать, выявить важные детали, оформить, спроектировать новые подходы просветительской деятельности, дать возможности еще более эффективной ее реализации с точки зрения нормативно-правового регулирования.
Любовь Глебова констатировала, что уже предпринятые на данный момент государством усилия по поддержке просветительства способствуют тому, чтобы этот вид деятельности стал «реальным инструментом в нашей образовательной политике для достижения того результата, который поставлен в государственной повестке дня, поскольку на сегодняшний день развитие личности, безусловно, нужно рассматривать как результат взаимодействия инструментов обучения, инструментов воспитания и инструментов просвещения».