Секция «Наставничество в грантовой программе "Православная инициатива"» прошла 26 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений.
Секция «Наставничество в грантовой программе "Православная инициатива"» прошла 26 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. Организатором круглого стола выступил Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».
Предварил дискуссию интерактивный урок добра «Дышим вместе», который провела директор одноименного инклюзивного центра реализации социальных программ поддержки детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Татьяна Мирзаханова (Курск). На этот раз в занятии приняли участие взрослые люди: Погрузившись в ситуацию временно ограниченных возможностей, они попробовали создать рисунок.
В начале заседания круглого стола состоялась церемония награждения активных координаторов-наставников программы «Православная инициатива» и многолетних победителей грантовых конкурсов. Также была отмечена деятельность авторов проектов, направленных на развитие северных территорий России. Благодарственные письма вручили сенатор РФ, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Любовь Глебова и заместитель управляющего делами Московской Патриархии, сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» епископ Зеленоградский Савва.
Обратившись к участникам секции со словами приветствия, Любовь Глебова подчеркнула: «Я воспринимаю сообщество, сформировавшееся за время реализации нашей Международной грантовой программы (а тому идет уже второй десяток лет), как большую семью, в которой есть устоявшиеся традиции, свои правила и люди, к котором мы относимся с доверием, на которых можно положиться». По ее мнению, поддержка в рамках программы является взаимной: «Поддержка не просто принимается, но и что-то даётся – это взаимный процесс, очень важный в непростое, но очень важное для развития нашего государства время, которое мы сейчас переживаем. Мы воспринимаем такого рода ситуации как время возможностей, время проявления того, что в обычное время может быть не так заметно – я имею в виду вопросы соучастия, когда человек живёт с приставкой "со": содействие, сострадание, сослужение. На то, чтобы у людей появлялось желание жить с приставкой "со", и направлен наш конкурс».
Начиная обсуждение темы наставничества, епископ Зеленоградский Савва отметил: «Даже в каких-то базовых технологиях наставничество необходимо. В Средние века на этом была построена система передачи знаний и умений во всех профессиях. Но ещё важнее наставничество в смыслах. Если мы в системе грантовых конкурсов будем передавать только технологии, показывать, как делать, например, проекты, то остановимся на том, что возникнет вопрос: как мы будем жить? Может быть, жить будем хорошо, но у нас не будет понимания, зачем. Ответ на вопрос "зачем мы будем жить?" передаётся через смыслы. А это неизбежно происходит только через наставничество, понимаемое как передачу именно смыслов, идей, идеалов».
Модерировал заседание протоиерей Андрей Милкин, член Совета правления фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Дискуссия была разделена на несколько смысловых блоков, посвященных таким темам, как наставничество в воспитании и образовании, культурной деятельности, развитии гражданской активности, институт координаторства в программе «Православная инициатива», наставничество по освоению регионами и епархиями инновационных технологий проектной деятельности, соработничество Церкви и государства по утверждению духовно-нравственных традиционных ценностей.
С докладом «Движущая сила "Православной инициативы" в деле наставничества» выступил епископ Волгодонский и Сальский Антоний. Ранее он не один год являлся региональным координатором программы «Православная инициатива» и имеет богатый опыт наставничества, помощи тем, кто только начинает заниматься проектной деятельностью.
Продолжила дискуссию Виктория Максимова, директор Дома детского творчества (Оренбургская область). Она рассказала о школе «Светом души возродимся» как средстве наставничества по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся в современных условиях.
Опытом создания мультипликационной студии при храме с целью просвещения детей и взрослых через создание мультфильмов поделилась Яна Петрова, методист районного методического кабинета города Колы (Мурманская область), завуч воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы и председатель правления местной общественной организации развития семейных ценностей и поддержки семей Кольского района «Благо». Слушатели узнали, как небольшие по масштабу инициативы отдельной воскресной школы могут со временем вырасти в проекты, имеющие значение для жителей всего населенного пункта.
Директор автономной некоммерческой организации «Подари жизнь», создатель первого в Сарове частного приюта временного содержания для безнадзорных животных «Мурррдом» Дмитрий Авдеев предложил аудитории обсудить тему наставничества в воспитании экологической культуры. Он разработал и внедрил программу «Школа юного волонтера приюта», в рамках которой дети и подростки обучаются навыкам общения с животными, узнают о правилах их содержания, непосредственно участвуют в жизни приюта и помогают взрослым волонтерам. Докладчик продемонстрировал на примере созданного им приюта, как можно идею превратить в проект и реализовать его, как собрать команду единомышленников и развить утилитарный инструмент решения узкой, но резонансной задачи в крупный социальный проект развития социального волонтерства и наставничества в закрытом городе.
Своими мыслями о роли культурного наследия в воспитании гармоничной личности поделился Александр Жуков, сенатор Российской Федерации, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия. В Хакасии идет активное развитие проектной культуры, проекты из данного региона ежегодно участвуют в грантовом конкурсе «Православная инициатива» и регулярно становятся его победителями.
На заседании круглого стола прозвучало выступление еще одной представительницы республики: министр культуры Хакасии Светлана Окольникова обратилась к теме культурного и этнического наследия региона.
Наставничество является одним из важнейших способов освоения безбарьерных решений в духовно-просветительской работе с людьми, имеющими ограничения по здоровью – этой теме посвятил свой доклад Юрий Лесневский, директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. «В формате наставничества мы ищем возможности, как сделать знакомство с храмом удобным для людей с ограниченными возможностями, например, делаем разрез трехмерного храа, когда в музее посетитель с нарушением зрения изучает архитектуру храма. У нас был проект, в рамках которого мы рассказали о двенадцати русских традиционных народных промыслах. Это позволяет установить крепкую связь между разными жителями Сибири», – отметил он.
Участники круглого стола смогли увидеть видеоролик о проекте «Арктический десант» – опытом реализации этого начинания поделилась Анжелика Тупицына, главный редактор телестудии «Якутия Православная», руководитель Ресурсного центра поддержки СО НКО и активных граждан «СПАС». Она продемонстрировала, как ориентированые на жителей якутских улусов наставнические программы по образованию, просвещению, сохранению и преумножению традиций способствуют развитию северных территорий. В рамках проекта специалисты посетили семь районов, 17 населенных пунктов, передали две тонны продуктов питания, записали уроки эвенского языка; 500 жителей отдаленных населенных пунктов побывали на образовательных лекториях, 1200 человек прошли скрининг здоровья.
Заместитель директора Историко-эко-культурной ассоциации «Поволжье» (Самарская область), руководитель Консультационно-методического центра СО НКО Самарской области Валентина Пестрикова поделилась опытом преобразования отдельных проектов и деятельности обособленных акторов в соработничество при реализации более широких инициатив и формирование сообщества активных граждан, особо остановившись на роли наставничества: «Наставник поддерживает тех, кто искренне хочет что-то сделать, стремится к этому, но у кого пока не хватает знаний. Наставник учит и дает советы. Главная задача координатора и наставника – снять искусственно созданные барьеры между православными и светскими организациям, приходами и органами власти. Помочь перешагнуть эти границы и войти в соработничество. Разъяснять, что грантовый конкурс "Православная инициатива" – для всех, это конкурс дружбы».
Развитие проектной культуры в закрытых городах через участие в программе «Православная инициатива» осветила в своём выступлении Татьяна Борисенкова, директор автономной некоммерческой организации «Центр ремесел "Связующая нить"» (г. Железногорска Красноярского края).
Собственным опытом становления проектной культуры в регионе через знакомство с программой «Православная инициатива» поделилась Ирина Васильева, научный сотрудник Забайкальского краевого художественного музея, автор ряда грантовых проектов в Читинской епархии. «Те проекты, которые начинались с краудфандинговой площадки "Начинание" и с "Православной инициативы", сейчас через Фонд Президентских грантов получили свое уникальное развитие, и самыми активными у нас оказались проекты наставнического характера», – упомянула она, подчеркнув, что в этом огромный плюс программы «Православная инициатива», которая познакомила авторов проектов с работой на электронной площадке и научила детализации работы с бюджетом и календарным планом и т.д. «Учитесь на "Православной инициативе", чтобы быть специалистом в других грантовых конкурсах», – призвала Ирина Васильева.
«Для того, чтобы заниматься наставничеством, нужно понимать, какие цели мы преследуем, что конкретно хотим достичь, – уверена координатор фонда «Соработничество» в республике Удмуртия Татьяна Шестакова. – В моем случае целью наставнической деятельности стала помощь в развитии сообщества активных граждан. Нашей задачей было в течение года обеспечить кратный рост компетенций, систематизировать работу организации или инициативной группы, построить работу команд и обеспечить реализацию их инициатив». Она подчеркнула, что наставники работают под конкретные запросы короткий период времени – не нянчатся постоянно, а помогают встать на ноги, освоить какое-то направление и научиться действовать самостоятельно.
Директор Курской областной универсальной научной библиотеки имени Н.Н. Асеева и автор нескольких грантовых проектов Наталия Шишкова предложила участникам круглого стола свои суждения о том, как участие в программе «Православная инициатива» может стать маршрутом формирования проектного сознания и становления гражданской активности. «В моей личной истории проектной деятельности команда Фонда "Соработничество" сыграла важную роль наставничества по формированию проектного сознания. Электронная площадка конкурса "Православная инициатива", вебинары, которые были ориентированы на разбор каждой позиции, каждого вопроса, не просто учили нас заполнять заявки, но и, можно сказать, переформатировали наше мышление. Полученные знания и навыки я передавала и передаю своим, выступая в качестве наставника по развитию гражданской активности через участие в программе "Православная инициатива"». Она подчеркнула, что речь идет не о просто успешной реализации проектов, но о создании благоприятных условий и необходимых ресурсов для благополучателей, а также прочного фундамента успешного развития организации, механизмов распределения ресурсов, внедрения в практику новых социальных технологий.
Завершилась дискуссия выступлением Марины Фоминой, директора студии для дошкольников «СОВЕНОК» при храме Трех святителей г. Пятигорска. Она рассказала о воспитательной работе среди дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей как форме соработничества представителей разных религий и национальностей на основе традиционных духовно-нравственных и идеалов России. «Студия "Совенок" – посольство мира в регионе, – подчеркнула спикер. – Мы способствуем взаимной культурации детей и семей». Сейчас в студии учатся 90 детей, с ними занимается 6 высококвалифицированных педагогов, изучается 10 предметов. «У нас есть несколько источников финансирования: приходской сбор средств, пожертвования, спонсорская помощь, волонтерская деятельность. Воспитанники из малообеспеченных семей занимаются на благотворительной основе, – отметила Марина Фомина. – Такой поход формирует у родителей ответственность за совместное дело. Это соработничество между семьями и внутри семьи. Вокруг социально значимого проекта формируется сообщество активных граждан, что способствует продвижению духовно-нравственных ценностей. Важно помогать через не только финансирование, но и наставническую деятельность».