Исполнительный директор Координационного комитета выступила на научно-практической конференции в Российской академии образования.
Система воспитательной работы в политике Российского государства имеет общественно-государственный характер. Однако пока в этой системе не сформированы нормы и правила регулирования отношений между всеми участниками, констатировала Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.
Выступая на Всероссийской научно-практической конференции «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза», прошедшей в 18 декабря 2024 года в Российской академии образования, сенатор Российской Федерации упомянула внесенные в 2020 году в Конституцию Российской Федерации положения, в которых упоминается о необходимости воспитания гражданина и патриота, – человека, чье мировоззрение формируется на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и моральных качеств, выверенных веками российской государственной истории. Это впоследствии определило огромный комплекс дальнейших действий разных сообществ в сфере педагогики.
В частности, данный подход можно увидеть в Программе воспитательной работы Общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых», утвержденной его Наблюдательным советом, председателем которого является Президент Российской Федерации. В данном документе впервые образовательные организации обозначены как один, но не единственный актор воспитательного пространства.
«Мы достаточно привычно в своем сознании связываем слова "воспитание" и "школа" или "вуз", но современные требования, сформированные Конституцией и дальнейшими государственными документами, определяют, что сегодня за воспитательные результаты в полной мере отвечают и другие акторы, – продолжила Любовь Глебова. – И достижение воспитательных результатов является задачей не только образовательной политики, но и разных других государственных политик – молодёжной, культурной, политики конфессионального развития, политики семейной, корпоративной политики в развитии бизнеса».
Перечисляя возможных акторов в сфере воспитательной работы, спикер упомянула, помимо образовательных организаций, семью, религиозные общины, молодёжные и детские общественные организации, а также активных граждан и их сообщества, деятельность которых поддерживается государством через систему грантов, выделяемых на конкурсной основе. Включённым в задачу достижения воспитательных результатов также можно назвать бизнес с его корпоративными программами, направленными на определенные сегменты подрастающего поколения. Ещё один субъект, имеющий отношение в теме воспитания, – это средства массовой информации.
«Признавая всех их акторами воспитательного пространства, мы тем самым обозначаем для тех, кто занимается образовательной деятельностью, задачу, связанную с определением нового места образовательных организаций в данной системе отношений, направленных на формирование воспитательных результатов. И это является очень важным в современной практике, – подчеркнула сенатор Российской Федерации. – Много разных людей, групп, организаций сегодня включено в процесс воспитательной деятельности, все они проявляют активность в меру своих как профессиональных, так и гражданской позиций, прилагают собственные усилия по достижению этого результата. Но, как правило, все их усилия замыкаются на образовательные организации, на которые тем самым обрушивается огромный поток предложений в области просветительской деятельности, много разных событий, проходящих на федеральном и других уровнях, ряд разных предложений от акторов, которые участвуют в воспитательной работе. Все это буквально сваливается большой кучей на вуз или школу и становится ответственностью педагогов, преподавателей. И, как правило, эффективность такого рода избыточной деятельности с неотрегулированными взаимоотношениями между акторами не просто снижает эффективность предлагаемых действий, но и порой мешает системной работе образовательных организаций».
Необходимо упорядочить взаимоотношения между акторами, которые влияют на воспитательную деятельность, и собственно образовательными организациями, уверена Любовь Глебова.
Напомнив, что общественно-государственный характер воспитательного процесса предполагает включение в эту деятельность государственных институтов (школ, вузов, органов власти и разных институтов, которые учреждены государством), общественных организаций (в том числе НКО и объединений активных граждан), широкого слоя общественно-государственных некоммерческих организаций, которых на сегодня насчитывается в стране более восьмидесяти, спикер подчеркнула: «Но проблема заключается в том, что нормативно-правовое регулирование в отношениях между этими акторами на данный момент не сформировано, и поэтому очень трудно сказать, как все они могут увязать свою деятельность друг с другом, упорядочить ее для того, чтобы появился результат, чтобы взаимодействие было эффективным».
В связи с этим была подчеркнута необходимость осмысления современного состояния воспитательной деятельности, на основе чего может формироваться законодательное и нормативно-правовое регулирование её реализации. Для решения данной проблемы важен научный подход, считает Любовь Глебова, в том числе анализ того, что в настоящий момент представляют из себя воспитательная система и воспитательное пространство, кто какие задачи решает в воспитательной деятельности, каковы ее современное содержание, кадровый потенциал, система ее оценки, какие формы и методы в данный момент активизируются для реализации этого содержания.
В работе конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, научного сообщества и общественных организаций, педагоги, а также проректоры вузов по воспитательной работе и работники, курирующие воспитательную работу в вузе. С приветствиями к участникам обратились президент Российской академии образования Ольга Васильева и заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.
По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась по тематическим направлениям в десяти подгруппах.