Исполнительный директор Координационного комитета выступила перед участниками Форума классных руководителей.
О подготовке программы воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» рассказала в рамках проходящего в Москве Форума классных руководителей Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.
В рамках панельной дискуссии с классными руководителями первых-шестых классов и коррекционных школ «Первоклассная жизнь – с Движением Первых», состоявшейся 3 октября 2023 года в Гостином дворе, она ознакомила педагогов с трудоемким и кропотливым процессом создания этой программы, рассказала об ученых, специалистах в различных сферах, профильных организациях участвующих в нем, отметив, что сейчас проект этого стратегического документа внесен на утверждение Наблюдательного совета движения, который возглавляет Президент Российской Федерации.
«В результате разработки, а потом общественно-профессионального обсуждения, которое длилось в течение всего этого времени, родился проект, смысл которого можно сформулировать достаточно коротко: он описывает особенности воспитательной работы в детской организации. Если в школе воспитание – это действие взрослого в отношении ученика, то в детской организации – это совместная деятельность взрослых и детей, "со-бытие". И очень важно, что это "со-бытие" происходит в рамках воспитательного пространства», – подчеркнула сенатор РФ.
Она указала на то, что именно воспитательное пространство было выбрано как основание, как формат деятельности детской организации: «Образовательная организация – одна из частей этого пространства наряду с другими. При этом акторы, которые находятся в нем, – это, в том числе, и учителя, и представители родительского сообщества, и представители разных бизнес-сообществ, которые включаются в организацию жизни детей, это все те интересные люди и дела, которые в нашей стране имеют отношение к детям».
Любовь Глебова обратила внимание слушателей на то, что понимаемая как «со-бытие» в воспитательном пространстве программа воспитания является непростой формой, в том числе непростой для реализации, потому что отношения между всеми акторами в этом пространстве формируются в рамках практики.
«Вот у меня классный час, я туда захожу в качестве классного руководителя и знаю, что делаю. А когда происходит какое-нибудь событие, которое проводит детская организация, – что я там делаю: я этот процесс возглавила, я его веду или я в стороночке сижу? И если что-то произойдет, кто отвечает за все, что происходит? – привела пример спикер. – Эти очень важные практические вопросы, которые возникают у каждого классного руководителя, сегодня являются предметом нашего мониторинга. И вместе с Министерством просвещения Российской Федерации общероссийское движение детей и молодежи, в том числе с помощью научных учреждений, специалистов в области детской практики, пытается сформировать нормативно-правовое регулирование тех действий, которые необходимо производить представителям разных частей этого воспитательного пространства».
Сенатор РФ поблагодарила педагогов, подчеркнув, что в их совместной работе с Министерством просвещения создаются модельные документы. И таким образом уже в каком-то смысле идет работа по реализации той программы воспитательной работы, проект которой был подготовлен.
«Надеюсь, что те организационные действия, те события, которые происходят в нашей детской организации, станут для вас банком возможностей, – сказала Любовь Глебова участникам форума. – Вы решаете как классные руководители, чем достичь тех воспитательных результатов, которые поставлены вам как задачи. И мы рассчитываем на то, что самым главным местом, где вы будете находить ответ на этот вопрос, станет наша организация "Движение первых". Я очень рассчитываю на то, что со временем не будет слов "ваши" и "наши" – просто каждый в этом пространстве делает свое дело. И мы с вами вместе как научно-педагогическое сообщество, осмысливающее происходящее на основе теории воспитания, практики предыдущих лет, современных действий, делаем реальные шаги по реализации программы воспитания».