Как живут закрытые атомные города, людям из других населенных пунктов Российского государства почти ничего неизвестно. Так повелось еще с советских времен, когда въезд на эти территории был строго по пропускам. Особый режим на посещение закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) существует и поныне.
В настоящее время в России 38 ЗАТО, их перечень утвержден Правительством Российской Федерации. Через Международную грантовую программу «Православная инициатива» мы можем познакомиться с тем, что интересно населению десяти ЗАТО, относящихся к ведению государственной корпорации «Росатом». Оказывается, не все ограничивается профессиональной наукой и атомными предприятиями. Во главу угла ставятся семейные ценности, воспитание детей и молодежи, объединение разных частей общества вокруг традиционной православной культуры.
В большей степени в ЗАТО активны светские (государственные, муниципальные, общественные) организации. Среди победителей их 60%. Однако и церковные заявители (как правило, это приходы), не отстают. Их среди победителей 40%.
Из десяти городов «Росатома» в конкурсе принимали участие девять, семь ЗАТО становились неоднократными победителями: г.Железногорск Красноярского края, г.Заречный Пензенской области, г.Лесной Свердловской области, г.Новоуральск Свердловской области, г.Озерск Челябинской области, г.Саров Нижегородской области, г.Северск Томской области. Также в зоне попечения «Росатома» на карте России шестнадцать городов с монопредприятиями. В них также развита проектная культура. В течение многих лет победителями были заявки из г.Балаково Саратовской области, г.Обнинск Калужской области, г.Волгодонска Ростовской области, г.Глазова Удмуртской области, г.Десногорска Смоленской области, г.Курчатова Курской области, г.Заречного Свердловской области, г.Нововоронежа Воронежской области.
Поскольку программа «Православная инициатива» родилась на Нижегородской земле вокруг чествования преподобного Серафима Саровского, буквально с первых лет одним из самых активных был город Саров. На его долю приходится около 28% проектов-победителей из ЗАТО. Какие они? Самые разные, отличает их крепкое церковно-светское партнерство. Так, в проектах муниципальных учреждений и школ, культурно-досуговых организаций есть просветительская проблематика, нацеленная на знакомство детей, семей, пожилых людей с Православием, благотворительностью, наследием известных уроженцев нижегородчины.
Для «Православной инициативы» важны проекты, помогающие социальной адаптации граждан из ЗАТО. Это позволяет избежать оторванности населения ЗАТО от реальности, через творческую, просветительскую вовлеченность в разного рода активности способствовать гармонии в семьях. Немаловажен духовно-нравственный аспект, стоящий во главе угла грантовой программы. Через популяризацию национальных религиозных идеалов люди видимым образом ощущают свою связь с предками, с истоками.
Отличительная особенность гражданской инициативы закрытых городов – ориентация на детское просвещение, творчество. Из всех проектов около 35% связаны с этой тематикой. Еще 23% – проекты для молодых родителей, знакомство детей и молодежи с семейными традициями, организация совместного досуга для семей. Из общей массы 31% заявок из ЗАТО касается культурно-просветительского партнерства местного педагогического, культурного сообщества со священнослужителями и мирянами. Также здесь реализуются проекты волонтерского, социального толка (их не менее 17%), они затрагивают такую проблематику, как окормление инвалидов, создание инклюзивной среды в ЗАТО, продвижение милосердия в публичном пространстве, создание социальных столовых и прачечных, курсов по профессиональной ориентации трудных подростков.
Равнозначность партнеров из ЗАТО в социально значимых проектах «Православной инициативы» позволяет говорить о том, что общество излечивает старые травмы: участие приходов не делает программу церковной, а активность светских – антиклерикальной. Каждый гражданский институт отвечает за свою сферу, и вместе они вносят заметный вклад в укрепление государства, где все равны перед Конституцией.
Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук
Полностью статью можно прочесть на портале «Приходы.ру»