Член Совета правления Фонда «Соработничество» Евгения Жуковская выступила в Луганске на форуме «Гражданское сообщество новых субъектов Российской Федерации».
«Государство и общество – два органа внутри большой социальной системы, ни одно не может без другого, ни другое не может без первого. Благодаря нынешнему непростому времени мы увидели, что общественные институты – неотъемлемая часть государственной политики и на федеральном уровне, и все больше они "прошиваются" в глубину вплоть до муниципального уровня. Все больше приходит понимание, что государство – это люди и без человека вообще-то мало что сделаешь. Кстати, на муниципальном уровне это видно ярче всего, потому что, как правило, в муниципалитетах руководителями становятся те, кто себя проявил гражданской активностью», – сказала член Совета правления Фонда «Соработничество» Евгения Жуковская, выступая в Луганске на форуме «Гражданское сообщество новых субъектов Российской Федерации» в рамках панельной дискуссии «Взаимодействие сектора НКО с органами местного самоуправления».
В своем выступлении она предложила предметно рассмотреть, что уже сегодня делается государством для развития некоммерческого сектора, и какие возможности есть у самих НКО.
Констатировав, что порой как со стороны представителей органов государственной власти разного уровня, так и со стороны гражданских активистов можно услышать нотки нежелания видеть друг друга, спикер отметила: «Часто при анализе регионального опыта, при мониторинге практик, в которых активно себя проявил некоммерческий сектор, мы говорим: "Приходите, государство может предоставить возможности, например, по имущественной поддержке, по консультационной помощи, вы можете войти в реестр НКО и впоследствии даже получать какие-то налоговые преференции". А нам люди отвечают: "Не надо нас трогать – мы сами тут как-то без вас работаем, у нас и так все хорошо". Нежелание людей увидеть в государстве своего партнера сформировалось, конечно, не на пустом месте, и сегодня государству приходится много трудиться в плане информационного просвещения, чтобы показать, что на самом деле оно готово включать некоммерческий сектор в решение государственных задач».
Она напомнила, что когда три с половиной года назад России довелось столкнуться с проблемами, связанными с пандемией, первым к человеку пришел человек, а не государство – государственные институты оказались не слишком поворотливыми, и хоть и слышащими людей, но не понимающими, что нужно сейчас сделать, чтобы, например, бабушке во время режима самоизоляции принесли батон хлеба. А волонтер надел маску, антисептик в руки взял, пошел в магазин, все купил, на ручку двери повесил этот хлеб – и вот он выполнил свою гражданскую активность. И благодаря такому неравнодушию людей государство начало включать корпус добровольцев в решение важных задач по заботе о людях». Благодаря активной позиции Общественной палаты и поддержки ее инициатив со стороны законодательной власти, в частности, председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, уже в первые месяцы пандемии некоммерческий сектор сравнился по мерам поддержки его деятельности с малым или средним предпринимательством.
Среди действующих на настоящий момент мер – прежде всего, финансовая поддержка, которая государством распределяется в форме грантов, субсидий федерального, регионального, а в некоторых регионах – уже и муниципального уровня. Кроме того, сообщества также могут обращаться через ресурсные центры, через Общественную палату к органам власти за другой поддержкой – например, консультациями, за возможностью участия в образовательных программах и пр. При этом государство оказывает не только консультативную поддержку, но еще и имущественную, например, предоставляя НКО помещения для их общественно полезной деятельности, рассказала Евгения Жуковская.
Кроме того, отметила она, важно находить ресурсы не только среди активных граждан, через краудфайндинговые платформы – нужно также не бояться выходить на бизнес-структуры, привлекать их для совместной работы. «Конечно, это особая зона ответственности, потому что с бизнесом надо говорить "по-бизнесовому", предоставляя четкие планы и программы, обеспечивая прозрачность системы, – констатировала спикер. – Но если вы привлекли бизнес в свой социальный проект, бизнесу это выгодно, потому что государство предоставляет ему в этом случае определенные возможности: те, кто отправляет часть своей выручки на благотворительные цели (а к ним относится и поддержка деятельности некоммерческой организации), получают в конечном счете от государства налоговые преференции». Но этой встречи некоммерческого сектора и бизнес-структур во многих случаях не происходит, с сожалением отметила Евгения Жуковская.
Обращаясь к участникам проходившего в Луганске форума, она подчеркнула: «Мне кажется, тот путь, который прошли некоммерческие организации основной части России, был интересным, прекрасным, он достиг важных результатов. Но у некоммерческого сектора Донбасса есть огромное преимущество: мы за вас этот путь уже прошли. У вас сейчас есть замечательная возможность привносить что-то свое в уже понятную историю – не проходить этот путь заново, не делать ошибки. И для этого очень важна интеграция между регионами». В связи с этим она указала на то, что Общественная палата Российской Федерации стала собирать список НКО из самых разных регионов, которые уже сейчас готовы стать партнерскими организациями для активистов Донбасса и Новороссии. На настоящий момент их в реестре уже более шестидесяти, это крупные некоммерческие организации с хорошими, зарекомендовавшими себя на протяжении многих лет программами.
По итогам мониторинга разного уровня удалось выявить, что сейчас наиболее востребованы, с точки зрения НКО Донбасса и Новороссии, программы, которые связаны с помощью населению в совершенно разных направлениях: это и социальная помощь, и волонтерское развитие, и то, что касается защиты прав человека. При вхождении как государственных, так и общественных институтов в правовое поле Российской Федерации очень востребованы консультативная помощь и программная работа, сотрудничество между регионами – это наиболее активно реализуется разными некоммерческими организациями. В связи с этим, полагает Евгения Жуковская, имеет смысл проанализировать, какие практики складываются на разных уровнях, и говорить не только о нуждах, но о том, какие программы и практики уже прошли апробацию и зарекомендовали себя, чтобы впоследствии они могли быть тем или иным образом включены в какую-либо федеральную программу.
Спикер также упомянула, что большую востребованность на этих территориях имеют проекты, связанные с образованием, культурой и межкультурным взаимодействием между регионами, причем данная тема актуальна не только в отношении молодежи и детей – целевой аудиторией подобных проектов могут и должны быть также люди старшего возраста. В числе востребованных тем работы НКО – экологическое просвещение, воспитание бережливого сознания, деятельность, направленная на защиту окружающей среды, причем наиболее отзывчивыми на эту проблематику являются подростки и молодежь.
Еще один важный момент, который отмечается некоммерческими организациями, желающими реализовывать совместные проекты с некоммерческим сектором Донбасса (и государственные органы тоже готовы оказать поддержку) – это все, что связано единой национальной мировоззренческой моделью. «Мы обычно обозначаем это как духовно-нравственные ценности, но они – только одна часть, не описывающая полностью все то, что мы на самом деле связываем с идеологическим национальным суверенитетом нашей страны, – подчеркнула Евгения Жуковская. – Программы и проекты в этой области не обязательно только просветительские, культурные, образовательные – они могут быть и какими-то другими. Мне кажется, как раз жители Донбасса и могут сказать, какими, потому что вы-то как раз свою мировоззренческую идентичность и суверенитет отстояли и можете нас многому научить».