Сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» выступил 29 января на заседании круглого стола в Совете Федерации.
Какой принцип, оставленный в нам наследие великим русским святым, не только сформировал из представителей отдельных русских княжеств единый русский народ, но и сейчас помогает сохранять единство и цветущее многообразие народов России? Своими мыслями об этом поделился председатель Синодального миссионерского отдела, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» архиепископ Зеленоградский Савва.
Выступая 29 января 2026 года в Совете Федерации на заседании круглого стола «Становление современной общественно-государственной модели воспитания гражданина и патриота (анализ опыта взаимодействия государственных и религиозных институтов)», архипастырь коснулся темы цивилизационной идентичности народа России, православного, исторического и культурного базиса государства Российского.
«С чего началась Россия? Каждый школьник скажет, что начало было положено с призвания Рюрика на княжение, а если говорить о России как цивилизации, то с Крещения Руси святым князем Владимиром. Он дал народу единую веру, из которой затем произросли единая культура, единая литература, то есть закрепление единого языка, единое право и со временем – единая государственность», – сказал архиепископ Савва, отметив при этом, что под влиянием очень неблагоприятных исторических факторов Русь как цивилизационный феномен могла не получить своего развития и уйти в небытие: «Потому что князья, а за князьями народ вместо созидания единого государственного пространства на основе единства в вере приняли удельную систему, которая дробила, разделяла, ослабляла Русь. Как следствие, Русь могла довольно быстро исчезнуть – она сошла бы на нет либо под монголо-татарским игом, либо под западным ползучим влиянием».
Размышляя о том, почему так не произошло, иерарх указал на появление в российской истории нового и, как оказалось, определяющего для дальнейшего развития фактора – им стала в XIV столетии фигура преподобного Сергия Радонежского. «Он сформулировал ключевой для развития России как государства русских, как народа принцип, основанный на православной догматике. Некоторыми историками оспаривается, что известная нам формулировка этой ма́ксимы принадлежит именно преподобному Сергию, тем не менее, она отражает именно его взгляд на развитие нашей жизни: "Взирая на образ единения Святой Троицы побеждайте ненавистное разделение мира сего". Этот ключевой принцип получил яркое воплощение, например, в преображении нашего народа на Куликовом поле, о котором очень ярко выразился Лев Гумилев: "На Куликово поле вышли владимирцы, москвичи, суздальцы, нижегородцы, а вернулись оттуда русские". Принцип преподобного Сергия послужил и дальнейшему единению государства. И наоборот: когда этот принцип разрушался, когда часть государства или часть народа противопоставлялась другой части государства или другой части народа, возникала та самая "ненавистная рознь века сего"».
Как упомянул владыка Савва, преподобный Сергий определил пути не только духовного, но и культурного, географического, даже производственного развития России. В первую очередь именно его ученики постепенно осваивали Русский Север, развивали письменность и изобразительное искусство (примером чему – преподобный Андрей Рублёв), а также развивали принципы хозяйственной деятельности, которые мы сегодня назвали бы бережливым производством, когда отсекается избыточное, а используется только необходимое.
«В основе деятельности преподобного Сергия его учеников было духовное понимание труда, его места в иерархии человеческой деятельности: что труд – это подвиг, совершаемый ради духовного совершенствования и, как следствие, дающий благословенные материальные блага. А не наоборот: сначала материальные блага, а потом какое-то духовное развитие. Труд исключительно ради материального прибытка, ради наживы порицался, и, собственно, само слово «нажива» имеет отрицательное значение в нашем языке», – напомнил спикер.
Прослеживая дальнейший исторический путь развития российской государственности, иерарх напомнил: «Когда к русскому народу на протяжении его исторического пути стали присоединяться другие народности, нередко с носителями других религий, конфессий, русский народ, который сохранял в своей генетической памяти прививку от удельной розни и твёрдо следовал упомянутому принципу преподобного Сергия, сумел через проекцию этого принципа на свои отношения с другими народами вобрать эти народы с другими конфессиями, другими религиями в своё единство – вспомним, что в 2026-м мы отмечаем Год единства народов России. Русский народ сумел одновременно и сохранить часть самобытности присоединяющихся к нему народов, и подтягивать их к своему культурному, языковому, историческому достоянию, возводить их на мировой уровень в единой русской цивилизации. Так создавалась цветущая сложность России при сохранении стержневого характера русского Православия, даровавшего большую часть того, что мы с гордостью называем культурным достоянием России».
«Обратите внимание на то, как ясно видят сегодня стержневой характер русского народа, стержневой характер Православия враги России, которые систематически снаружи и изнутри били и бьют в первую очередь по нашей русской основе – по Православию, испытывают на крепость Русскую Православную Церковь. Это видно невооружённым глазом», – подчеркнул архиепископ Зеленоградский Савва.
Архипастырь проиллюстрировал свои суждения о единстве народов России, приведя аналогию со взаимоотношениями братьев в семье: «Есть такие семьи, где старший брат, когда он сильно старше остальных детей, становится для них наставником, лидером, хоть порой и не без конфликтов. Когда проходят годы, младшие братья возрастают и, как я хорошо знаю по своей семье, эта разница в возрасте постепенно стирается. Младшие приобретают собственную субъектность, свои черты характера, особенности, но старший брат остаётся для них любимым и уважаемым, в некотором смысле блюстителем, хранителем единства и хранителем их братства. Он определяет их общее, с ним редко вступают в противоречие».
«Думаю, что в известной степени эта аналогия применима к единству нашего народа, – продолжил иерарх. – Когда мы говорим о единстве народов нашего Отечества, речь идёт о сохранении нашей цветущей сложности, противодействии попыткам ввергнуть нас в ненавистную рознь мира сего, но для того, чтобы дела наши были успешны, а дела наши врагов прокляты и забыты, нам жизненно необходимо помнить, что русское Православие, особенно принцип и дело преподобного Сергия Радонежского, лежат в основе самого существования нашего многогранного Отечества и его единого народа».
