О том, как программа за двадцать лет существования стала образцом для всех ключевых грантовых конкурсов России, рассказал сопредседатель Единого экспертного совета конкурса «Православная инициатива» Валерий Фадеев.
О том, как начиналась Международная грантовая программа «Православная инициатива» и за двадцать лет существования стала образцом для всех ключевых грантовых конкурсов России, рассказал председатель Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, сопредседатель Единого экспертного совета конкурса «Православная инициатива» Валерий Фадеев.
– Это сейчас воспринимается как само собой разумеющееся то, что о у нас много некоммерческих и благотворительных организаций, что государство помогает им в реализации многочисленных инициатив, что Фонд Президентских грантов и другие подобные ему фонды выделяют десятки миллиардов рублей на эти цели. А тогда еще ничего этого не было, и «Православная инициатива» стала одной из первых, кто создавал это необходимое любой стране пространство – пространство организованной помощи людям, затеявшим добрые дела, пространство организованного развития гражданского общества и поддержки гражданских инициатив. Этим очень важен данный проект.
Сейчас, как мы знаем, уже повсеместно в наших школах и вузах изучают Указ Президента России № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (подписан 9 ноября 2022 года – прим. ред.). А тогда, когда появлялась и развивалась «Православная инициатива», еще ничего похожего не было. С моей точки зрения, программа как раз и была одним из тех начинаний, создававших общественную атмосферу, в которой оказались очень важны наши духовно-нравственные ценности. И Президент России увидел это, понял, как это важно для граждан, и подержал данный процесс. Но если бы в обществе не было к тому предпосылок, такое решение главы государства не сработало бы так, как оно в итоге сработало в нашей стране.
«Православная инициатива» выступила прообразом грантовых программ в России, поддерживающих некоммерческие проекты. Среди них – Фонд Президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив и другие подобные программы. Как думаете, почему у «Православной инициативы» это получилось?
– Знаете, там абсолютно не было и нет корысти. Программа в этом отношении по-настоящему православная, имеющая глубокие религиозные основы. В ней нет стремления к наживе. Убежден, что, если такое стремление появляется, то это и не религия уже вовсе. Есть известный евангельский принцип: дайте Богу Богово, а кесарю – кесарево. И «Православная инициатива» его придерживается. Именно поэтому, на мой взгляд, этот проект оказался сильным и устойчивым в течение долгого времени.
Вы являетесь сопредседателем Единого экспертного совета программы. Чему лично Вы удивляетесь, чем вдохновляетесь, когда участвуете в обсуждении проектов?
– В начале, лет десять-пятнадцать назад, меня удивляло то, как много инициативных людей в нашей стране и как много различных добрых дел они хотят реализовывать. И, одновременно, как мало они хотят за это – денег-то, как выясняется, для таких начинаний нужно не так уж и много. Думаю, вот это самое желание что-то делать во благо и есть то, что созидает и укрепляет общество, удерживает страну в единстве.
Когда началась специальная военная операция, по сути, наша война с Западом, мы увидели, насколько ошибся противник в оценке ситуации. Их спецслужбы предполагали, что через месяц-два после начала военных действий Россию охватят массовые волнения, на улицы выйду миллионы протестующих... Насколько же они, рассчитывая на подобное, оказались далеки от понимания, что такое дух русского народа! А ведь именно он, дух народа, и является нашей жизнетворной опорой. И такие проекты, как «Православная инициатива», своей деятельностью такую духовную опору «плетут» и созидают.
