Автор: Бушмарина Нина Николаевна
Статус проекта: Победитель
Организация: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Направление: Образование и воспитание
География: Страна: Российская Федерация, регион: Москва, населенный пункт: г. Москва
1. Формирование духовно-нравственных качеств личности растущего человека как важнейшего условия выстраивания взаимодействия в поликультурном социуме
2. Повышение компетентности благополучателей в вопросах гармоничного духовно-нравственного развития и воспитания детей на основе культурного наследия разных народов, традиций семейного воспитания и православия
1. Изучение педагогического опыта развития у детей общекультурной компетентности, готовности и умений принятия ценностей и традиций иных культур как важнейшего компонента гармоничного духовно-нравственного развития личности растущего человека
2. Подготовка Комплекта методического обеспечения, включающего информационно-методические и просветительские материалы по формированию ценностей народной культуры, традиций семейного воспитания и православия в поликультурном социуме
3. Формирование гармоничной духовно-нравственной личности растущего человека через принятие ценностей культур разных народов, традиций семейного воспитания и православия
В Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года подчеркнуто, что воспитательный процесс должен быть обновлен на основе отечественных традиций, среди которых - патриотическое и духовно-нравственное воспитание. В своих Посланиях Фед. Собр. РФ В.В.Путин отмечал, что культурные, нравственные, духовные ценности делают нас единым народом, способным к достижению больших целей. Воспитание гармоничной личности растущего человека, разделяющего традиционные духовно-нравственные ценности, становится сегодня приоритетной задачей государства в условиях поликультурного социума. Исследования РЭУ им. Плеханова показывают, что число мигрантов в России в 2019 г. станет рекордным за последние 10 лет - более 12 млн. чел. (8% от 146 млн. населения России), т.е. 4 место в мире. В то же время "Левада-центр" отмечает, что уровень ксенофобии в стране в 2019 г. вырос до 71%. Учитывая полиэтничность российского общества, необходимо развитие системы духовно-нравственного воспитания с опорой на базовые национальные ценности и культурное наследие народов России. Воспитание отношения человека к "другому", к его культуре должно базироваться на возрождении лучших отечественных традиций, знакомящих детей со спецификой культур разных народов и расширяющих их историко-культурный кругозор, в таких формах, как национальная сказка, игра, игрушка, праздник и др. Обращение к народным традициям –решение проблемы гармоничного развития ребенка, расширения культуры межэтнического общения в современном социуме.
Благополучатели будут вовлечены в мероприятия проекта через участие в празднике-встрече "Мир красок", в 2-х круглых столах с учащимися и студентами, в информационно-просветительской гостиной, через ознакомление с разработанным Комплектом методического обеспечения на Интернет-ресурсах.
В рамках конкурса "Православная инициатива" успешно реализованы проекты: в 2013г. - "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста" (ОАНО ВО "МПСУ" в г. Муром); "Нравственное воспитание подростков" (ОАНО ВО "МПСУ" в ст. Полтавская, Краснодар. края); "Дети улиц" (ОАНО ВО "МПСУ" в г. Брянске); в 2014г.- "Образование без границ" (ОАНО ВО "МПСУ" в г. Брянске); в 2015г. - "Семья и духовно-нравственное воспитание ребенка" (участие филиалов ОАНО ВО "МПСУ" в гг. Брянске, Красноярске, ст. Полтавская); в 2016г. – "Духовно-нравственное развитие и воспитание детей на основе этнокультурных традиций народов России", в 2017 г. –"Задушевное слово", в 2018 г.- выполняется проект "Задушевное слово". Опыт выполнения работ для госнужд по заказу Минобрнауки России, Мин.образования Московской области (с 2005г. по н.вр.), среди которых: "Социокультурные и психолого-педагогические технологии диагностики социальных рисков в системе поликультурного образования", "Разработка и апробация программ проектирования современной школы как ресурса обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта в целях снижения социальных рисков в условиях социокультурного образовательного пространства", "Разработка и апробация модуля программы повышения квалификации работников образования по внедрению моделей социализации школьников в части обеспечения их готовности к межкультурному диалогу через развитие форм конструктивного взаимодействия школы, семьи и институтов гражданского общества" и др.
Проект направлен на повышение компетентности педагогов, воспитателей и студентов, родителей, специалистов общественных и религиозных организаций в вопросах духовно-нравственного развития личности ребенка, формирования межкультурного диалога на основе ценностей семейного воспитания, традиций народной культуры и православия. Проектом предусмотрено: разработка электронного издания Комплекта методического обеспечения, включающего информационно-методические и просветительские материалы; проведение праздника-встречи "Мир красок", круглых столов "В гармонии с миром", информационно-просветительской гостиной о значимости традиций семьи и православия в жизни человека (в Оренбургской области, Краснодарском крае). Ожидаемые результаты: повышение компетентности благополучателей в понимании важности роли семьи, ценностей народной культуры, традиций православия для гармоничного духовно-нравственного развития личности растущего человека в условиях современного поликультурного социума.