В Липецке при храме преподобного Сергия Радонежского не один год действует Липецкое православное общество «Трезвение». Несколько человек, среди которых врач-священнослужитель, медицинские психологи и прихожане-активисты, поддерживают работу этого объединения, в котором находят помощь люди, встретившиеся в своей жизни с проблемами алкоголизма и наркомании.
Что собрало их вместе? Откуда берутся силы на борьбу с тяжелой зависимостью и поддержку родных, одержимых тяжелой страстью? Почему в надежде на помощь во вроде бы безнадежной ситуации надо помогать другим? Об этом и многом другом рассказывают организаторы и участники общества, которые сплотились в настоящую семью.
«Все началось с молитвы»
Иерей Вячеслав Колягин, председатель Липецкого православного общества «Трезвение», врач психиатр-нарколог высшей категории:
Отец Вячеслав, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась деятельность общества.
– По профессии я врач-нарколог. До принятия священного сана работал в Липецком областном наркологическом диспансере. После того, как в 2013 году меня рукоположили в сан священника, врачебную деятельность не оставил, стал совмещать ее со служением в Церкви.
Осенью 2014 года я участвовал в семинаре в Белгороде, посвященном организации трезвенного просвещения и помощи страждущим на приходе. Вернувшись, получил у епархиального архиерея благословение на создание общества трезвости. Пабота началась с молитвы: мы организовали еженедельное служение молебнов о страждущих недугами винопития и наркомании.
Для проведения просветительской работы всегда необходимы деньги. Чтобы получить средства, Патриархия рекомендовала обществам трезвости участвовать в грантовых конкурсах, на что владыка нас и благословил. В связи с этим пришлось заняться регистрацией общества как некоммерческой организации, открыть расчетный счет в банке. Это было непросто: отовсюду звонили с проверками, придирались к православным терминам, поэтому мы много раз переписывали устав общества. Наконец, мы были зарегистрированы как некоммерческая организация – Липецкое православное общество «Трезвение» под небесным покровительством святого преподобного Сергия Радонежского.
А какие формы работы вы используете и почему?
– Во-первых, каждую субботу собираемся в храме для молитвы. Горе объединяет, поэтому те люди, которые стали ходить на молебны, начали общаться и поддерживать друг друга. Появился небольшой костяк постоянных участников общества – тех, кто даже в ущерб своему личному времени приходит на помощь другим.
В проповедях и беседах после молебнов мы постоянно говорим о том, что вера без дел мертва. Любовь к людям должна выражаться не только в словах. Если мы не можем помочь нашим ближним деньгами, то можем отдать им свое свободное время. Поэтому для участников, активистов нашего общества регулярной стала также просветительская работа. Мы договариваемся со школами, техникумами и проводим там беседы о проблеме зависимости и трезвом образе жизни. Чаще всего сотрудничаем с Липецким техникумом сервиса и дизайна, Липецким медицинским колледжем и Липецким металлургическим колледжем.
В сентябре 2016 года выиграли первый малый грант от фонда «Соработничество» – 100 тысяч рублей. На эти средства купили развернутую выставку «Мифы об алкоголе», с которой очень удобно работать, ей пользуются уже во многих епархиях. Теперь перед визитом в школу мы заранее размещаем там выставку, чтобы дети еще до нашего прихода успели с ней ознакомиться, а на следующий день проводим беседы со школьниками.
Второй выигранный нами грант был для проекта «Трезвый город». Это серия плакатов с фотографиями людей и подписями, ориентирующими зрителя на здоровый образ жизни. Например, «Хотим устроить настоящий праздник: веселый, дружный, трезвый». Как работает этот плакат? Человек смотрит на фото улыбающихся людей, читает, что написано на плакате – читает сегодня, завтра, послезавтра. Потом этот плакат ему надоедает. И мы меняем его на другой – тоже веселый, красочный, на котором изображены, к примеру, мама, папа и детишки («Мой папа хороший, веселый, трезвый»). И постепенно у людей формируется представление о том, что слово «трезвый» не означает человека, который пил-пил, а потом ему стало нельзя пить, и поэтому он трезвый. Трезвый – потому что он веселый, хороший семьянин, друг, из-за того, что любит детей, Бога, Родину и так далее. Отдельная серия плакатов у нас связана с любовью к семье и Отечеству.
Мы договариваемся о размещении этих плакатов – например, в наркологическом центре поселка Добринка, на строящихся зданиях микрорайонов «Университетский» и «Елецкий» с согласия руководства управляющих компаний. За деньги размещаем маленькие плакаты в лифтах домов.
С конца 2018 года по настоящее время нами реализуется проект «Трезвись и бодрствуй!» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива», Фонда президентских грантов и управления здравоохранения Липецкой области. В рамках этого проекта проводится съемка фильма «История трезвенного движения на территории Липецкой области».
Еще одной формой работы нашего общества являются посещения Липецкого дома-интерната для престарелых и инвалидов. Наши активисты приходят туда и рассказывают людям о православных святых и праздниках.
Как получить шанс на свободу
Елена Никуличева, медицинский психолог Липецкого областного наркодиспансера, помощник председателя Липецкого православного общества «Трезвение»:
Что можно назвать внутренней движущей силой процесса освобождения человека от алкогольной, наркотической зависимости?
– Это образ Божий. Если человек осознает, что у него внутри есть этот образ, что он замутнен страстью, тогда человек имеет шанс с помощью Божией начать движение к тому, чтобы очищать себя, чтобы освободиться от этой зависимости – насколько он будет стараться и насколько Богу будет угодно.
«Когда я потеряла надежду»
Инна Тананакина, участница общества «Трезвение»:
– Я уже несколько лет хожу на молебны о страждущих, так как мой близкий человек очень долго и тяжело болен. На протяжении 25 лет он то бросает, то начинает пить. Но посещая эти молебны, я вначале пропускала мимо ушей, что здесь есть еще и группа созависимости. О том, что такие группы взаимопомощи для родственников, близких зависимых людей вообще существуют, я знала хорошо, потому что раньше даже ездила в Москву на семинары по наркологии для созависимых.
Наконец, я стала посещать группу созависимости. Это произошло как раз в тот момент, когда я потеряла надежду, что мой близкий вылечится: врач, у которого он проходил лечение, сказала, что в принципе этот человек безнадежен и вряд ли он сможет теперь существовать как достойная личность.
Но удивительно: когда я стала ходить в группу созависимости, он остановился. Когда отец Вячеслав сказал всем нам, участникам молебнов, что мы сами должны стремиться делать добрые дела, я по его благословению пошла в дом престарелых: начала участвовать в просветительской работе нашего общества. И именно в тот день, когда я стала этим заниматься, мой близкий человек нашел себе хорошую работу по специальности (у него высшее медицинское образование). И с тех пор, слава Богу, его жизнь наладилась.
«Себя не обманешь»
Геннадий Орляченко, участник общества «Трезвение»:
– Я работаю в энергетической компании. Кроме того, три года являюсь председателем Липецкого городского семейного клуба трезвости «Родник», который был создан в 1989 году.
Я алкоголик, но «сухой» – с алкоголем по милости Божией я расстался в 2011 году. Это произошло благодаря Елене Анатольевне Никуличевой, Галине Дмитриевне Ковтонюк – психологам Липецкого наркодиспансера. И Господь сподобил меня прийти в храм. Регулярно я посещаю молебны о страждущих, совершаемые перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Сейчас я просто не нарадуюсь жизни. Занимаюсь спортом: с весны до осени езжу на велосипеде. Коньки, лыжи, академическая гребля – все, что от меня ушло в годы алкоголизации организма, я сейчас наверстываю. Посещаю спектакли, концерты…
Зная ситуацию изнутри, скажите, пожалуйста, какие факторы могут подтолкнуть человека к алкоголю?
– Я попал в зависимость в 28-29 лет. Когда начал бороться с ней, посещать психолога, читать соответствующую литературу, задумался: что могло повлиять на меня, дать этот толчок? Я понял, что чувствовал недооценку себя как личности со стороны окружавших людей. В свое время, после того, как я женился, родители супруги помогали нам, но это способствовало тому, что я был критикуем как муж своей жены. А критика приводит либо к изменам, либо к алкоголизму. Мое увлечение алкоголем стало своего рода отместкой на эту критику. Я стал замечать это, когда алкоголь стал серьезно мешать и работе, и семейным отношениям. Слава Богу, что я не успел пропить здоровье, интеллект.
По Вашему мнению, какие черты характера нужно в себе воспитывать, чтобы иметь возможность выйти из зависимости?
– Первое и самое основное: нужно научиться не врать самому себе, быть честным перед самим собой. Себя не обманешь. На моих глазах в течение семи месяцев проводилась работа с одним алкоголиком, который говорил, что он просто любитель выпить. Семь месяцев он твердил это, а на восьмом месяце сказал: «Ладно, я алкоголик». Восемь месяцев потребовалось, чтобы он признался себе в этом. И психолог сказал: «А вот теперь мы будем работать».
Я сразу признал, что у меня зависимость: употреблять алкоголь хотелось каждый день. И поэтому мне было проще избавиться от этого. Можно сказать, что с Божией помощью я в один день бросил пить.
«Мы занимаемся хорошим делом»
Ирина Кучменко, участница общества «Трезвение»:
– Я посещаю молебны о страждущих, молюсь о своих родных. У меня выпивает муж. А сын не пьет, не курит, но у него компьютерная зависимость, игромания. Поэтому прошу Божьей помощи.
Узнав, что в этом храме служат особые молебны, пришла сюда и хожу уже в течение четырех лет.
По Вашим ощущениям, есть ли результат?
– Когда я стала молиться, каждый день читать акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», муж заболел, попал в больницу. У него начались проблемы с сердцем, и я стала говорить ему: «Видишь, наверное, это оттого, что ты выпиваешь, есть нагрузка на сердце есть. Бог тебя сюда привел». И муж начал опасаться. Сам он неверующий, в храм не ходит. Но после этого случая год не пил. А потом, видно, все забылось, и муж опять стал выпивать. Конечно, не так как раньше, старается держаться.
Отец Вячеслав говорит нам: «Исправляйтесь сами, светлейте, замечайте за собой свои грехи. Тогда и вы будете лучше относиться к вашим близким, и они будут видеть вашу помощь и защиту. Старайтесь не гневаться, не ругаться. Например, придите домой – накормите мужа борщом. Отнеситесь с лаской, поплачьте вместе с ними. Может быть, через ваше участие Господь даст им понимание и решимость». Надо приходить ко всему через любовь.
Есть какие-то мероприятия общества, которые Вы особенно любите посещать?
– С отцом Вячеславом все интересно. Батюшка организует крестные ходы, объезды с молитвой вокруг города. Мы чувствуем сильную помощь от этого. На праздновании Дня трезвости участвуем в постах трезвости, готовим выступления – рассказываем людям о нашей работе.
Ваш супруг не препятствует Вам в этом участвовать?
– Сначала он переживал, когда я начала задерживаться после мероприятий. Но сейчас к нему пришло понимание того, что я занимаюсь хорошим делом. Думаю, что в него закладывается правильное отношение к трезвости. Наши близкие видят, что мы молимся за них, стараемся. А это и есть заповедь Божия о любви.
«Если сейчас отойду от Церкви,
то опять пойду не по той дороге»
Андрей Деев, участник общества «Трезвение»:
– Я зависимый, хожу в этот храм на молебны. Иногда, случается, срываюсь и тогда прошу помощи у Господа, чтобы снова остановиться. Мне помогают здесь и отец Вячеслав, и психологи: учат справляться со срывами и не сдаваться. Слава Богу, у меня есть желание, но дается это тяжело.
Как Вы считаете, существует граница невозврата из зависимости?
– Существует. И только Господь может удержать человека от гибели. Я знаю по себе, что если сейчас отойду от Церкви, то опять пойду не по той дороге. Все начинается с малого: выпиваешь понемножку, потом больше и больше. Потом теряешь работу и так далее.
Тяжело вернуться к нормальной жизни?
– Да. Особенно нападает тоска, уныние. Кругом вокруг себя встречаешь соблазны. Иногда даже возникает чувство обиды – и в Церковь хожу, и посты соблюдаю, а все равно срываюсь. Но значит, что-то не так делаю! Батюшка объясняет: «Значит, где-то возгордился». Но надо бороться ради семьи.
«Это соломинка, за которую надо держаться»
Наталья Скворцова, участница общества «Трезвение»:
– Господь направил меня сюда, потому что у меня пьющий сын. Хожу на молебны каждую субботу. Слава Богу, по благословению батюшки Вячеслава сын лечился в наркологии и уже два года не пьет. В храм он пока не ходит, но в детстве я водила его в воскресную школу, и, надеюсь, это нам поможет.
Отец Вячеслав говорит: «Не все сразу получается. И мы должны не только ходить на молебны, но и делать добрые дела». Я стала ходить в дом престарелых на улице Механизаторов. Меня там очень приняли хорошо, представили директору, психологам, сказали, что я могу помогать им.
…Здесь, в обществе, у нас появляется надежда. Мы созваниваемся, просим молиться друг за друга. Используем молитву по соглашению. А она «действует» быстро. Смотришь – ситуация выправляется. У нас есть целое молитвенное правило. Составляются списки: все пишут имена своих пьющих, объединяют их. На сегодняшний день в списках этих 188 человек, за которых мы молимся во время утренних молитв ежедневно. Конечно, тяжело, но в то же время это ниточка, соломинка, за которую надо держаться.
«Хорошая семейная психотерапия –
та, которую проходят все члены семьи»
Антон Ткачев, медицинский психолог Липецкого областного наркодиспансера:
– В обществе «Трезвение» работают две группы психологов: те, кто работают с зависимыми, и те, кто работают их родственниками – созависимыми, что тоже очень важно.
Как людям, имея в семье зависимых родственников, не навредить им еще больше?
– Семья – это единая система, и чтобы ее состояние изменить к лучшему, нужно, чтобы изменились все ее компоненты. Хорошая семейная психотерапия – та, которую проходят все члены семьи: и родители, и дети.
Понятие созависимости понимается двояко. Некоторые ученые понимают под этим ним процесс вовлечения здорового человека в жизнь зависимого. Как будто у созависимого кончается своя жизнь, и он начинает жить жизнью болящего родственника. Например, самое частое: его родственник напился, лежит где-нибудь на дороге, а он ходит за ним, ищет, ведет домой. Или обрывает ему телефоны, ищет, обзванивает морги, больницы.
Зависимые иногда пытаются манипулировать своими родственниками. Например, человеку пришла мысль выпить, и он будет провоцировать вас на конфликт, пока конфликт не удастся. А потом он скажет: «Я пью из-за тебя», и уйдет с чистой совестью. А бросить пить человек может исключительно благодаря своей совести. В ситуации, когда вы видите, что близкий вас провоцирует, надо продемонстрировать: вы понимаете, что он делает это специально, дабы напиться. Сказать: «Если хочешь пить – пей, но я тебе в этом помогать не буду, это будет на твоей совести». И когда человек придет в себя, он сможет осознать свою ошибку.
Конечно, надо понимать, что большой эффект дает обращение за медицинской помощью. Во многом задача родственников зависимых – уговорить их обратиться за такой помощью. У нас были случаи, когда люди ходили на наш молебен, на занятия, а потом принимали решение прийти в реабилитационный центр и проводили там какое-то время. У нашего общества хорошие показатели. Есть случай, когда человек уже девять месяцев не употребляет наркотики.
«Без любви у тебя не будет сил
терпеть эту скорбь»
Евгения Бунина, участница общества «Трезвение»:
– Я начала ходить на молебны о страждущих от алкоголизма, как только их начали проводить. Молюсь за близких, которые выпивают. Таких родных людей у меня двое. В первое время их состояние было очень тяжелое, и можно сказать, что через них я пришла в храм.
Вы чувствуете помощь окружающих людей в этом обществе?
– Да. Мы постепенно все познакомились и теперь стали как одна семья. На занятиях, в разговорах друг друга поддерживаем, успокаиваем. Каждый из нас прошел через определенные этапы в нашем общем горе, поэтому мы подсказываем друг другу, как поступать в той или иной ситуации. Стараемся вместе надеяться на Бога и не впадать в уныние.
Как Вы думаете, какие черты характера нужны человеку, чтобы помочь своему близкому жить достойно, не впадать в зависимость? И что требуется, если близкий уже стал зависимым?
– Конечно, любовь к этому человеку. Нужно стараться полюбить его, несмотря на все недостатки, понять, что он сам не может избавиться от зависимости. Без любви у тебя не будет сил видеть то, что происходит с человеком, терпеть эту скорбь.
В основе материала –
публикации Липецкого православного общества «Трезвение»