Этой темы сенатор Российской Федерации, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, председатель Координационного совета Российского общества «Знание» Л.Н. Глебова коснулась в своем выступлении в рамках VII Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения.
Вопрос о том, как введение в российское законодательство понятия «просветительская деятельность» повлияет на работу тех, кто занимается просвещением вне рамок образовательного процесса, коснулась сенатор Российской Федерации, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, председатель Координационного совета Российского общества «Знание» Л.Н. Глебова, выступая 24 июня на одной из секций VII Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения.
Соответствующие поправки в Закон об образовании были внесены в нынешнем году.
«Мы отделили в этом законе просветительскую деятельность от образовательной, указав на то, что просветительная деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, – рассказала Любовь Николаевна. – Собственно, практика просветительской деятельности всегда такой и была – в этом законе просто нашли отражение уже существующий опыт и общественные отношения, которые возникают в рамках ведения такой деятельности». Она констатировала, что хотя и до введения в законодательство нового понятия можно было по признакам интерпретировать и определять разные виды деятельности, приходилось «подгребать» всех их, в том числе просветительство, под образовательную деятельность, потому что в рамках закона не было возможности назвать их иным образом.
Л.Н. Глебова упомянула о том, что положения, касающиеся просветительской деятельности, были внесены в Закон об образовании, тогда как просветительство касается не только работы в образовательных организациях, но также затрагивает другие сферы, например, культуру различные области профессиональной деятельности. «Я стою на такой позиции: то, что сумели ввести это понятие в Закон об образовании, уже само по себе хорошо, потому что идея введения в законодательство описания столь сложного понятия, как просветительская деятельность, существует в экспертно-профессиональном сообществе очень давно, – сказала сенатор РФ. – Думаю, когда-нибудь удастся прийти к полноценному закону, который будет описывать те практики, которые родятся уже в результате нашей с вами работы».
По ее мнению, на данном этапе внесение понятия просветительства в Закон об образовании продиктовано тем, что в сложившейся ранее практике более всего просветительская деятельность была связана с реализацией образовательных программ и той деятельностью, которая ведется на ниве образования. «Мы разделили эти два вида деятельности и сказали: просветительская деятельность теперь может реализовываться без учета тех требований, которые предъявляются к образовательной деятельности. С моей точки зрения, это великий шаг вперед, это открытие возможностей», – отметила Л.Н. Глебова.
Следующим шагом в этом направлении должно стать привлечение к просветительской деятельности более широкого круга людей, которые не обязательно могут быть педагогами, обладают соответствующими учеными степенями и званиями, уверена она.
Исполнительный директор Координационного комитета напомнила, что просветительская деятельность не связана со школьными уроками или с реализацией программ дополнительного образования детей, которые тоже имеют свои регламенты и лицензионные требования. «А вот какой она должна быть, стало предметом больших опасений общественности, в том числе общественности профессиональной», – констатировала сенатор. Будучи руководителем созданной в Совете Федерации рабочей группы по мониторингу формирования нормативно-профессиональной базы, относящейся к реализации этого закона, Л.Н. Глебова подчеркнула, что в настоящее время идет очень сложная работа по подготовке проектов соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
«В законе определено то, что является недопустимым в просветительской деятельности – например, пропаганда экстремизма, терроризма. Предметом регулирования является та деятельность, которая может привести к негативным результатам», – разъяснила сенатор.
Она также отметила, что определенные согласования предусмотрены в отношении просветительской деятельности, которая ведется в рамках международного сотрудничества и международных программ: необходимо согласовывать с учредителями организации тот вид деятельности, который намереваются реализовывать.
Таким образом, резюмировала сенатор РФ, при подготовке нормативной базы, необходимой для реализации положений законодательства, которые касаются просветительской деятельности, важно следовать принципу: то, что разрешено, не регулируется; при этом надо отрегулировать, как реализовать нормы, касающиеся того, что запрещено (например, как сделать, чтобы терроризм не пришел в школы), а также указать, как заключать соглашения, которые необходимы для ведения международной деятельности.
«Входить в эту тему очень сложно, но мы видим, какие огромные возможности открываются, – считает она. – Например, расширяется представление о том, кто может быть участником просветительской деятельности. И тогда уже становится важным формирование практики».
Коснувшись практической стороны реализации новых норм законодательства, касающихся просветительства, Л.Н. Глебова привела пример обновленного Российского общества «Знание». Оно «не пытается заменить тех людей, которые занимаются просветительской деятельностью в той или иной области».
«Мы предлагаем нашим партнерам войти в те события, которые формируются Обществом "Знание", и не просто войти, а стать организаторами этих событий», – сказала председатель Координационного совета Российского общества «Знание». При этом, по ее мнению, просветительская деятельность может проводиться как на волонтерских началах, так и на профессиональной основе – важно, какими новыми знаниями участники этой деятельности хотят поделиться с людьми.