Эту тему исполнительный директор Координационного комитета затронула на пленарной сессии форума «Растим гражданина», которая прошла 14 ноября в Общественной палате.
«Мы в своем государстве растим не только не только профессионала в той или иной области, но в первую очередь – гражданина страны», – подчеркнула Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Об этом она сказала на пленарной сессии Всероссийского форума «Растим гражданина», которая прошла 14 ноября 2023 года в Общественной палате Российской Федерации.
Делясь с присутствовавшими своими соображениями о месте гражданско-патриотического воспитания в государственной повестке дня и системе сложившихся на сегодня государственно-общественных отношений, Любовь Глебова, в частности, отметила: «Важно, что человек, развитие которого в нашей стране является государственной задачей, на определенном этапе своей жизни вступает в социально-общественные, социально-политические отношения, и здесь он проявляет себя как результат тех действий, которые были направлены на него со стороны образовательного и воспитательного сообщества, наставников молодежи и детей – акторов большого воспитательного пространства, которым сегодня является вся наша страна».
Она особо остановилась на вызовах, которые нынешнее время предъявляет системе воспитания, системе развития личности. «Конечно же, мы все прекрасно понимаем, что главный вызов этого времени – цифровой формат развития, появление множества новых источников информации, разобраться в которых юному человеку без наставника, без того, кто участвует в процессе его развития и воспитания, практически невозможно», – констатировала сенатор РФ. По ее мнению, готовность правильно воспринимать льющуюся отовсюду на человека информацию, реагировать на всевозможные виды информационного воздействия, отделять информационный шум от реального, ценного знания – «это задача, которую сегодня решает система воспитания и система работы с личностью по адаптации в условиях современного мира».
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, напомнила Любовь Глебова. «И это очень важная веха в развитии нашей государственной политики, потому что Педагог с большой буквы как наставник молодежи в этом году становится центром внимания, – считает она. – Особенно интересна позиция педагога и педагогической науки с точки зрения воспитательных результатов. Мы прекрасно понимаем, что отдельно от жизни воспитания не существует, оно происходит в каждый момент, в каждую минуту – и когда дети являются участниками образовательного процесса в рамках реализации образовательных программ, и вне этих рамок, для чего на сегодняшний день у нас имеется достаточно богатый инструментарий. Так, в нашем активе сейчас – широко развивающаяся просветительская деятельность, а также возникшие детские организации, которые стали олицетворением современного общественно-государственного подхода к воспитательному процессу».
Кроме общественно-государственной работы в сфере воспитания и наставничества можно видеть создание государством условий для развития социально-педагогических отношений, когда акторами выступают общественные институции (в том числе родители, учителя-предметники, а также педагоги и наставники, которые присутствуют в жизни детей не только в школьных стенах). В эту систему воспитательной деятельности «традиционно включается система образования – как инфраструктура, как та мастерская, в которой ребенок в полной мере социализируется», отметила спикер. Ребенок таким образом стихийно становится частью общества и приобретает необходимые ориентиры, образы действия, целеполагание и смыслы. «На основании приобретаемого опыта социально-педагогического взаимодействия и возникают мировоззренческие основания формирования личности и поведения человека», – подчеркнула Любовь Глебова.
Она также указала на то, что духовно-нравственное мировозренческое основание, на котором должно базироваться воспитание, заложено глубоко в истоках русской культуры. По сути, воспитание – это механизм социального исследования, который обеспечит будущих достойных граждан нашей страны ви́дением перспектив развития и своего места в той большой реальности, которая называется «моя страна и я», отметила Любовь Глебова.
Спикер подчеркнула, что молодое поколение, приходящее в жизнь страны, должно занимать активную социальную позицию, должно быть вовлечено в деятельность общества: «В этой деятельности формируется ответственность за то, как развивается моя страна, за то, как я ее берегу, почему я ответственен не только за себя, но и за свою семью, за своих друзей, за тех, кто рядом со мной сегодня помогает мне становиться кем-то; а завтра уже я буду наставником. Эта преемственность, которая должна обеспечивать процесс развития личности, является главным принципом социально-педагогического сопровождения, которое мы ставим во главу угла, имея в виду развитие воспитательного пространства в нашей стране»
При этом она указала на то, что общественно-государственный характер такой деятельности предполагает четкие ориентиры места каждого участника в системе отношений. «И не просто декларации, а реальные действия со стороны государства сегодня показывают: оно берет на себя обязательства по созданию условий для того, чтобы в рамках этого воспитательного пространства все акторы – отдельные граждане, некоммерческие организации, профессиональные сообщества, представители бизнес-сообщества и те, кто имеют принадлежность к любой категории наставничества – имели свой статус в системе воспитательных отношений».
Как отметила сенатор РФ, именно на это направлены, в частности, различные приветствуемые государством конкурсы, которые выявляют активных участников процесса поддержки инициативных граждан, чтобы именно их действия ложились в основу деятельности согласно реализуемому принципу: мы делаем вместе, а не вместо. В связи с этим она подчеркнула значимость Российского открытого конкурса социально активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина», награждение лауреатов которого прошло в этот день.