Круглый стол «Традиции и промыслы России как фактор развития российских регионов» прошел в Красноярске.
Круглый стол «Традиции и промыслы России как фактор развития российских регионов» прошел в Красноярске 7 сентября.
Как известно, в 2021 году на Конкурсе малых грантов программы «Православная инициатива» была введена специальная номинация «Региональные традиции и православные промыслы», призванная способствовать появлению инициатив по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.
Организатором круглого стола, в котором приняли участие представители разных регионов России, и модератором заседания выступила член Совета Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» Евгения Жуковская. «На протяжении всей истории нашей страны мы формировались под влиянием самых разных факторов – и территориального, и национального, и религиозного, – подчеркнула она во вступительном слове. – И когда мы сегодня говорим о том, что нужно развивать наши регионы, заниматься внутренней политикой и внешними связями нашего государства, мы не можем не учитывать особенности, которые повлияли на наш национальный генотип, на наше мировоззрение».
Круглый стол прошел в рамках подготовки дискуссионной сессии «Развитие и поддержка гражданских активностей и общественных институтов как основное условие успешной государственной политики. Международный опыт государственно-общественного взаимодействия» III Евразийского женского форума. О мероприятиях, приуроченных к этому форуму, рассказала проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия страна возможностей», член совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ, координатор программы «Женщина-лидер» Мария Афонина.
Такой важный аспект темы развития местных традиций, как территориальный брендинг, поднял в своем выступлении председатель комитета по молодежной политике Законодательного собрания Кемеровской области Сергей Григорьев. Разъясняя значение данного понятия, он отметил: «Это то, как территория воспринимается внешним миром – глазами, условно говоря, туриста. Должна быть какая-то идея, которая объединяет всех граждан; по сути, общая ментальность». Это могут быть общие праздники, обычаи, общие герои, ритуалы, символы, которые так или иначе мотивируют людей к определенным действиям. Действия по созданию территориального бренда могут быть направлены, в том числе, на то, чтобы у людей появлялась некая субъектность – понимание, что каждый из них может сделать, чтобы изменить свою территорию.
О том, как влияет развитие туризма на жизнь территории, а также на аутентичность местных традиций, какие имеет привлекательные стороны, а также на какие риски стоит обратить внимание, рассказала Мария Ардиматова, руководитель регионального отделения общероссийской общественнй организации «Российский союз сельской молодежи» в Республике Алтай, координатор проекта ОНФ «Село. Территория развития» в регионе, руководитель комитета по аграрной политике молодежного парламента при Государственном Собрании – Эл-Курултай Республики Алтай, член Молодежной палаты РО СЖР Республики Алтай.
«Республика Алтай вызывает особый интерес у гостей тем, что наша культура, наши обычаи являются одним из самых главных территориальных брендов, и сам бренд "Горный Алтай" популярен как раз той аутентичностью, которая сохранилась на территории моей любимой республики», – констатировала она. При этом было отмечено: «Нам, общественникам, которые радеют за развитие родного края, необходимо учиться выстраивать диалог в целях развития своей малой родины и в целом нашей страны, потому что благодаря диалогу мы получаем успешные кейсы».
Именно общество выступает реальным движителем проектов, и без опоры на общество проекты, насколько бы ни были профессиональными, сильного развития не получат, подчеркнул координатор программы «Православная инициатива» по Красноярскому краю, член региональной Общественной палаты, директор Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка» Андрей Бардаков, выступивший сомодератором обсуждения в рамках круглого стола. Он также упомянул, что порой участие в больших грантовых программах – «Православной инициативе», конкурсе Фонда президентских грантов – помогает «подсветить» инициативу и на региональном либо местном уровне, способствует тому, чтобы местные власти заинтересовались начинанием и начали его поддерживать. А бывает и наоборот: получив поддержку на местном уровне, начинание впоследствии приобретает бо́льшие масштабы.
По мнению выступившей в рамках дискуссии создательницы бренда La Moscovite Ариадны Черкасовой, важна координация действий дизайнеров, основателей брендов и инициаторов проектов, направленных на развитие традиционных промыслов, с корневыми представителями определенного ремесла: «Это вид соработничества, пропаганды нашего народного богатства. Такая коллаборация стихийным образом создает некий путеводитель по стране, в котором мы можем увидеть: здесь село Поповка, здесь чухломской терем, здесь Торжокский завод, а вот здесь – Ивановская мануфактура с ее замечательными ситцами. И постепенно, я думаю, такая сетка на карте России станет очень частой, и по ней будет продвигаться туристический поток».
Подводя итог обсуждению, Евгения Жуковская подчеркнула: жизнь любой территории зависит от активности ее жителей, вот почему столь важна консолидация таких различных и активных на разных позициях людей. Она напомнила, что в современной истории России немало примеров, как различные города и села получают второе дыхание, в том числе инвестиции, рабочие места, и туристический поток, благодаря тому, что люди увидели «изюминку» этого места и сделали ее своим брендом.
Подробный рассказ о выступлениях в рамках круглого стола читайте на интернет-портале «Приходы»