Жизнь конкурса — это прежде всего жизнь проектов, которые реализуют его участники. Лента сообщений из блогов конкурсантов иллюстрирует разнообразие творческих идей, видов деятельности, социальных инициатив, направленных в конечном счете на одну цель — созидание.


Литературный час «Мир духовной поэзии Николая Гумилёва»

В рамках литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности» в библиотеке имени Янки Купалы г. Полоцка состоялся литературный час «Мир духовной поэзии Николая Гумилёва», посвящённый 130-летию со дня рождения поэта. Участниками мероприятия стали учащиеся 10 класса СШ №6 г. Полоцка.
016.jpgimg_8979.jpg


Старшеклассникам было предложено познакомиться с биографией Николая Гумилёва, услышать запись голоса самого поэта, просмотреть видеоклипы песен на его стихи, написанные современными композиторами. Особое внимание было уделено духовным стихотворениям Гумилёва и его пути к Православию.
Родился Николай Гумилёв 3 апреля 1886 в Кронштадте. Семья Гумилёвых происходила из духовного сословия. Да и сама фамилия являлась весьма характерной для священнического рода, ведь в переводе с латыни «гумилис» означает «смиренный». Дед со стороны отца, Яков Степанович служил дьячком в церкви, а прадед был диаконом.
Николай Гумилёв всегда признавал главенство духовного начала в человеке:
Солнце духа, ах, беззакатно.
Не земле его побороть.
Никогда не вернусь обратно,
Усмирю усталую плоть,
Если лето благоприятно,
Если любит меня Господь.
Первая публикация поэта состоялась 8 сентября 1902 года в газете «Тифлисский листок». Примечательно, что поэтическим дебютом стало стихотворение, наполненное покаянным чувством:
Я в лес бежал из городов,
В пустыню от людей бежал…
Теперь молиться я готов,
Рыдать, как прежде не рыдал…
В годы Первой мировой войны Николай Гумилёв, несмотря на своё освобождение от армии, ушёл на фронт добровольцем. Мемуарист А. Левинсон, хороший знакомый поэта, вспоминал: «Наступила война, а с нею для Гумилёва военная страда. Войну он принял с простотою совершенной, с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности. Патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание. Я не видел человека, природе которого было бы более чуждо сомнение, как совершенно, редкостно чужд был ему и юмор. Ум его, догматический и упрямый, не ведал никакой двойственности». Чувства христианина и воина отражены в героическом стихотворении «Наступление»:
Та страна, что могла быть раем, 
Стала логовищем огня. 
Мы четвертый день наступаем, 
Мы не ели четыре дня. 

Но не надо яства земного 
В этот страшный и светлый час, 
Оттого что Господне слово 
Лучше хлеба питает нас.
В 1916 г. Николай Гумилёв издал книгу "Колчан". В ней впервые зазвучала русская тема. Душа поэта отзывается на боль родной страны, разоренной войной. Сборник «Колчан» отразил напряженность духовных поисков автора. Его тревожат "вечные" темы: жизнь и смерть, тленность тела и бессмертие духа. Христианское отношение Гумилёва к войне ярко выражено в стихотворении, посвященном командиру взвода М.М. Чичагову:
И воистину светло и свято 
Дело величавое войны. 
Серафимы, ясны и крылаты, 
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих 
На полях, омоченных в крови, 
Подвиг сеющих и славу жнущих, 
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою, 
Как у тех, что молят и скорбят, 
Их сердца горят перед Тобою, 
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы 
И победы царский час даруй, 
Кто поверженному скажет: – Милый, 
Вот, прими мой братский поцелуй!
Многое из пережитого на войне Николай Гумилёв описал в своих хронологических очерках, которые назвал "Записки кавалериста". Известно, что вместе с уланским полком поэт, направляясь к боевым позициям, проезжал через Гродно, Мосты, Барановичи, Брест, Лиду… Оказывала ли влияние на творчество Гумилёва белорусская земля? Этот вопрос, к сожалению, мало исследован. А вот Западная Двина упоминается поэтом в стихотворении «Рабочий». В этом поэтическом произведении Гумилёв пророчески предчувствует свою смерть от пули, которая будет отлита простым рабочим:
Он стоит пред раскаленным горном, 
Невысокий старый человек. 
Взгляд спокойный кажется покорным 
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули, 
Только он один еще не спит: 
Все он занят отливаньем пули, 
Что меня с землею разлучит…
Пуля, им отлитая, просвищет 
Над седою, вспененной Двиной, 
Пуля, им отлитая, отыщет 
Грудь мою, она пришла за мной.
В 1918 году Гумилёв входил в состав редколлегии издательства "Всемирная литература". Он читает лекции по теории стиха и перевода в различных учреждениях, руководит студией молодых поэтов "Звучащая раковина". В это время Гумилёв открыто исповедует Православие. Ирина Одоевцева в своей книге «На берегах Невы» вспоминала: «Проходя мимо церкви, Гумилёв всегда останавливался, снимал свою оленью ушастую шапку и истово осенял себя широким крестным знамением, «на страх врагам». Именно «осенял себя крестным знамением», а не просто крестился. Прохожие смотрели на него с удивлением. Кое-кто шарахался в сторону. Кое-кто смеялся… Чтобы в те дни решиться так резко подчёркивать свою приверженность к гонимому «культу», надо было обладать гражданским мужеством».
Поэта обвинили в контрреволюционном заговоре. «В тюрьму Гумилёв взял с собой Евангелие и Гомера, – вспоминал друг поэта Георгий Иванов. – Он был совершенно спокоен при аресте, на допросах и вряд ли можно сомневаться, что и в минуту казни».
25 августа 1921 года Гумилёв был расстрелян и похоронен в общей могиле. Панихиду по убиенному поэту совершали почти тайно в Казанском соборе Петрограда.
В наши дни вновь пробудился интерес общественности к жизни и творчеству «самого непрочитанного поэта ХХ века…», как говорила о нём Анна Ахматова. В 2011 году, к 125-летию со дня рождения Николая Гумилёва, в Петербурге во дворе Фонтанного Дома была установлена инсталляция, посвящённая поэту. Многие высказывания Гумилёва стали афоризмами. И по-прежнему светло и ясно звучат его поэтические строки:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек, 
А жизнь людей – мгновенна и убога. 
Но всё в себе вмещает человек, 
Который любит мир и верит в Бога.